Минобороны РФ подписало контракты, необходимые для начала производства перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который должен поступить на вооружение в 2027 году. Проект стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения Воздушно-космических сил России разрабатывается компанией "Туполев".
The National Interest в материале Place Your Bets on Russia’s New Bomber пишет, что многое может случиться до 2027 года. С ежегодным бюджетом в $70 млрд, который составляет десятую часть того, что США тратят на вооруженные силы, Минобороны РФ пытается соответствовать основным морским и воздушным программам Пентагона.
В дополнение к бомбардировщику есть еще истребитель-невидимка, вооруженный ведомый дрон и авианосец. С учетом того, что мировая экономика колеблется и цены на нефть стремительно падают, не совсем ясно, как Россия сможет позволить себе новое желанное оружие. ”Думаю, что в конечном счете эти системы будут созданы и задействованы, - заявил The National Interest Сэмюэл Бендетт, аналитик вашингтонского Центра новой американской безопасности в Вашингтоне. - Эти проекты - вопрос национальной гордости России”. Но сколько новых систем закупает Минобороны и какими темпами, вопрос открытый. Вполне вероятно, что сроки осуществления программы ПАК ДА будут перенесены, сказал Бендетт.
Несмотря на начало работы над ПАК ДА, российские Военно-воздушные силы вкладывают значительные средства в модернизацию существующих бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, которые датируются соответственно 1950-ми и 80-ми годами. Обновления систем также могут столкнуться с финансовыми сложностями.
В 2015 году Министерство обороны России объявило, что возобновит производство Ту-160, а также модернизирует 16 существующих бомбардировщиков для будущего парка из 50 модернизированных Ту-160М и Ту-160М2 новой сборки. Модель Ту-160М оснащена новыми двигателями и авионикой, а также металлическим навесом, который снижает радиолокационную отражательную способность.
Максим Старчак из вашингтонского Джеймстаунского фонда отметил, что из-за большого перерыва между партиями Ту-160 ”большая часть работ по модернизации Ту-160М2 означает запуск процесса с нуля, что требует дополнительного времени и денег”. Если даже не брать в расчет стоимость, неясно, сможет ли казанский авиазавод произвести новые бомбардировщики по графику. Старчак отметил, что программа Ту-160М была запущена до того, как в Казани завершилась модернизация предприятия.
Десятилетиями удерживая в воздухе менее 20 самолетов Ту-160, Россия может столкнуться с препятствиями при попытке в два раза увеличить количество данных моделей. Усилия по модернизации Ту-95 менее масштабны. В 2018 году в России была запущена программа модернизации 20 из 60 самолетов Ту-95. Ту-95МСМ может похвастаться новыми двигателями и авионикой, что потенциально продлевает срок службы этого типа самолетов на несколько десятилетий.
Невероятно, но в России уже говорят о бомбардировщике, который станет преемником ПАК ДА в 2040-х годах. Генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, командир Дальней авиации ВВС России заявил: ”Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который уже будет беспилотным”.
”20-летняя проекционная дуга нужна для того, чтобы выиграть время для выявления наиболее важных технологических проблем, связанных с этим самолетом”, - пояснил Бендетт. Российская аэрокосмическая отрасль пока не может создать полностью надежный и боеспособный большой беспилотник.
ВВС США также разрабатывают новый стратегический бомбардировщик. Сообщается, что B-21, первые испытания которого пройдут в 2021 году, имеет опциональный пилотный режим. С помощью нескольких переключателей он может быть переведен в режим беспилотника большой дальности, похожий на беспилотный летательный аппарат шестого поколения, надеются развернуть в России.