Узбекистан намерен закупать электроэнергию, произведенную на гидроэлектростанции Таджикистана. Ташкент решил отойти от своей прежней политики, когда страна выступала против самого факта строительства Рогунской ГЭС. Как отмечает Eurasianet, в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного 2 июня в ходе визита таджикского президента Эмомали Рахмона в Узбекистан, электричество будет поставляться с Рогунской ГЭС в летние месяцы, когда гидрогенерация находится на пике.
Объемы экспортируемого электричества и цены будут уточнены в отдельном торговом соглашении, подписание которого запланировано на конец года. По словам чиновников, речь идет о 10-летнем контракте. Узбекистан уже покупает электричество у Таджикистана, который в 2021 году экспортировал 2,5 млрд киловатт-часов энергии. Часть этого объема, 1,3 млрд кВт/ч приобрел Афганистан, заплатив $55 млн. Для Узбекистана действуют льготные тарифы: Ташкент отдал $23 млн за 1,1 млрд кВт/ч.
Во время президентства Ислама Каримова, Узбекистан выступал против строительства Рогунской ГЭС. Ташкент заявлял, что плотина нарушит ирригационные потоки и может стать причиной серьезной опасности в случае землетрясения. Таджикистан заявлял, что ГЭС - сейсмоустойчива. Согласно отчету по безопасности 335-метровой плотины, опубликованному Всемирным банком в 2014 году, строительство плотины на самом деле не несет рисков, на которые указывал Узбекистан.
Однако отчет обращает внимание на необходимость решения проблемы падения летнего уровня воды в реках Узбекистана и Таджикистана. Стремительный рост населения Узбекистана обуславливает необходимость обеспечения продовольственной безопасности и возможности выращивать соответствующий потребностям урожай. Население страны составляло 27 млн человек в 2007 году, когда Таджикистан задумал возродить проект, разработанный в советское время. Но с тех пор количество граждан страны выросло до 35 млн.
Очевидно, что с приростом населения связано изменение политики Узбекистана, столкнувшегося с увеличением потребления электроэнергии. Если Рогунская ГЭС будет завершена в установленные сроки, генерация на ней составит 3,6 млрд кВт/ч в год: вполне достаточно, чтобы удовлетворить внутренний спрос Таджикистана и отправлять значительные объемы на экспорт.
Строительство ГЭС началось в октябре 2016 года. По крайней мере два из шести гидроагрегатов уже введено в эксплуатацию, но процесс создания ГЭС замедлился из-за недостаточного финансирования. Таджикское правительство, которому принадлежит гидростанция, не сообщает деталей по поводу прогресса на ГЭС.
Необходимость создания надежной региональной системы распределения энергоресурсов стала очевидной в конце января, когда целые регионы Казахстана, Киргизии и Узбекистана столкнулись с перебоями в электроснабжении, продолжавшимися несколько дней. Узбекские чиновники заявили, что отключения электроэнергии были связаны с техническими проблемами в казахстанской сети, созданной в советское время и соединенной с сетями южных соседей.
Соглашение по электроэнергии в очередной раз подчеркивает, насколько улучшились отношения между Узбекистаном и Таджикистаном после 2016 года. 3 июня лидер Таджикистана Эмомали Рахмон и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписали совместную декларацию, обязавшись ”укреплять вечную дружбу и союзнические отношения между народами”. ”Таджикистан близкий сосед, настоящий друг и проверенный временем надежный стратегический партнер”, - пресс-служба приводит слова Мирзиеева.
Всего во время двухдневного визита Рахмона в Узбекистан было подписано 11 соглашений. Накануне встречи президентов компании двух стран заключили бизнес-сделки на сумму $1 млрд.