Объем экспорта турецких военных беспилотников увеличивается, что делает их конкурентами беспилотным летательным аппаратам Китая, и одновременно оказывает влияние на военный баланс сил на Кавказе, Ближнем Востоке и в Северной Африке. Как сообщает японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай" в статье Turkey begins to rival China in military drones, с конца сентября СМИ пестрят видеороликами, на которых демонстрируются вооруженные беспилотники, атакующие армянские вооруженные силы в районе Нагорном Карабахе – азербайджанском регионе, оккупированном сепаратистами.
Это лишь один из примеров того, как турецкие оборонные компании стали ведущими производителями и экспортерами беспилотных летательных аппаратов. Турция теперь бросает вызов признанным производителям беспилотников, таким как Китай, Израиль и США. Турецкая оборонная компания Baykar Defense официально объявила об экспорте беспилотников TB-2 в Катар и на Украину в 2018 году. В сентябре технический директор компании Сельчук Байрактар сообщил местным СМИ, что компания экспортировала дроны в четыре страны, но не уточнил, в какие именно.
Сообщается, что Turkish Aerospace Industries также продолжает находить новых покупателей. Defense News сообщила в марте, что TAI выиграла заказ от правительства Туниса на шесть беспилотников ANKA-S и три наземные станции управления, включая передачу технологий производства на сумму 240 миллионов долларов. Представители TAI отказались от комментариев.
Исмаил Демир, высокопоставленный правительственный чиновник, отвечающий за оборонную промышленность, сказал "Нихон кэйдзай": "Я не знаю другой подобной страны, которая была бы более щедрой, чем Турция, особенно в плане передачи технологий". Он также сказал, что турецкие производители дронов обсуждают экспорт дронов как минимум с семью странами.
Турецкие компании рассматривают Азию как один из самых потенциально выгодных рынков. Генеральный директор Turkish Aerospace Темел Котил сказал в интервью "Нихон кэйдзай": "В Азии мы рассматриваем Пакистан, Индонезию, Малайзию, Таиланд и Филиппины как стратегические рынки".
По словам оборонного аналитика Арды Мевлутоглу, чьл "многие азиатские страны нуждаются в разведке, наблюдении и сборе разведданных, охватывающих обширные территории на суше и на море. Турция имеет прочные культурные, политические и военные связи с такими странами как Пакистан, Индонезия и Малайзия".
Прошлым летом тогдашний премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад посетил Турцию и проинспектировал объекты Baykar Defense и TAI. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сопровождал Махатхира во время одного из его визитов.
Ранее Турция полагалась на израильские беспилотники в борьбе с сепаратистской курдской вооруженной группировкой РПК. Но с середины 2010-х страна начала производить собственные дроны после того, как США отказались продавать вооруженные беспилотники Турции.
Новые беспилотники прошли полевые испытания в борьбе с курдскими боевиками в Турции, Сирии и Ираке, а также в ходе разведывательных миссий в Восточном Средиземноморье.
По словам Мевлутоглу, "возможность тестировать дроны на реальных полях сражений дает возможность улучшать и модернизировать их. И это более привлекательно для клиентов". Он добавил, что, поскольку западные страны и Израиль вводят строгие ограничения на продажу своих дронов, многие страны Ближнего Востока и Северной Африки обращаются к Китаю. Главный конкурент Турции - Китай.
В понедельник президент Сербии Александр Вучич сообщил журналистам, что его страна ведет переговоры о покупке ТБ-2 у Турции после прибытия китайских вооруженных беспилотников CH-92A в Сербию в июле - это первый подобный случай для европейской страны.
В отчете ООН о войне в Ливии говорится, что правительство Триполи поддерживалось турецкими дронами TB-2, а силы восточной части Ливии получали из Объединенных Арабских Эмиратов дроны, произведенные китайской Chengdu Aircraft Industry Group.
Джан Касапоглу, директор программ безопасности и обороны Турецкого центра экономики и исследований внешней политики, сказал: "Дроны турецкого производства считаются более дорогими, чем китайские, но дешевле израильских и американских."
Но, по словам Касапоглу, производство беспилотных летательных аппаратов Турции может столкнуться с новыми проблемами после того, как в июле США решили ослабить ограничения на экспорт некоторых типов военных дронов. Более того, внешняя политика Турции может препятствовать экспорту, поскольку Анкара находится в разногласиях с западными государствами, которые являются ключевыми поставщиками компонентов, необходимых для производства.