На прошлой неделе в ходе заседания ливийского парламента в городе Тобрук на востоке страны новоназначенный премьер-министр Абдель Хамид ад-Дбейба и члены действующего президентского совета во главе с Мухамедом аль-Манфи принесли конституционную присягу и официально стали главами временного Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии. Историческое заседание, призванное положить конец многолетнему двоевластию и борьбе за политическое лидерство, стало результатом медленного процесса под эгидой ООН.
Незадолго до этого Палата депутатов на заседании в вынесла вотум доверия правительству Дбейбы, которое совместно с руководством президентского совета во главе с Менфи должно подготовить страну к проведению общенациональных выборов 24 декабря. Новым переходным властям Ливии предстоит решить непростые задачи. Это скорейшая нормализация обстановки в стране, формирование единых органов управления, объединение госструктур, финансовых и экономических институтов, а также создание единых вооруженных сил.
Между тем, как отмечает Geopolitical Monitor, Стефани Уильямс, американский дипломат, возглавившая Миссию ООН по поддержке в Ливии после отставки Гассана Саламе, инициировала Форум ливийского политического диалога. Платформа оказалась решающей в определении нынешней формы ПНЕ. Тем не менее многие ливийцы скептически относятся к новой администрации как к ”правительству Стефани”.
Успех инициативы, выдвинутой при посредничестве Уильямс, совпал с избранием демократа Джо Байдена президентом Соединенных Штатов и возрождением интереса Вашингтона к пересмотру своей позиции по ливийскому конфликту. Задолго до того, как Байден вступил в должность, представители Демократической партии и госдепа США предприняли согласованные усилия, чтобы отойти от политики невмешательства и сокращения военного присутствия за рубежом, чего пытался, по крайней мере, на словах, придерживаться республиканец Дональд Трамп во время своего президентского срока. Администрации Трампа и Сенату, в котором доминируют республиканцы, удалось укротить госдеп, и внешняя политика США в отношении стран Ближнего Востока и Северной Африки оставалась в основном неизменной.
Победа Байдена на президентских выборах, а также получение большинства в Конгрессе дали зеленый свет для возобновления политической и военной экспансии США в Ливии, к чему так настойчиво призывали демократы. Смена власти в Вашингтоне уже проявилась в заявлениях исполняющей обязанности главы МООНПЛ Стефани Уильямс, которая обвинила бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в развязывании вооруженного конфликта между Правительством национального согласия и ливийской национальной армией, возглавляемой Халифой Хафтаром. По мнению Уильямс, именно разговор с Болтоном побудил Хафтара начать военное наступление на Триполи в апреле 2019 года.
Подобные заявления главы дипмиссии ООН указывают на резкое изменение политического климата в Вашингтоне. Отбросив принцип невмешательства, Соединенные Штаты все активнее участвуют в ливийском процессе.
В попытке конкурировать с другими иностранными заинтересованными сторонами и восстановить влияние, частично утраченное во время правления Трампа, Вашингтон приобрел привычку словесных интервенций, осуждающих вмешательство иностранных государств во внутренние дела Ливии. Соединенные Штаты также приняли Закон о стабилизации Ливии, который предусматривает санкции против всех, кто ”угрожает миру и стабильности” в североафриканской стране. В список государств, деятельность которых Вашингтон посчитал подозрительной, вошли практически все страны, так или иначе вовлеченные в ливийский конфликт: Турция, Россия, ОАЭ, Катар и Египет.
Аналитики полагают, что Соединенные Штаты стремятся помешать России и Турции укрепить свое влияние в регионе. В то же время ”российская и турецкая угроза” пригодились для оправдания усилий Вашингтона по увеличению военной и дипломатической активности на ливийском театре военных действий перед американской общественностью.
Однако, пытаясь оттеснить заинтересованные страны и исключить их из политического урегулирования и постконфликтного восстановления, Соединенные Штаты рискуют нарушить хрупкое равновесие в стране и повторить свои старые ошибки.
Бывший президент США Барак Обама неоднократно выражал сожаление по поводу Ливии, называя неспособность Белого дома подготовиться к ликвидации последствий свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи наихудшей ошибкой своего президентства. Отсутствие у США какого-либо плана действий в сочетании со слепой убежденностью в своей правоте втянуло североафриканскую страну в серию бесконечных войн и экономических потрясений. Фактически, Джамахирия с ее неразвитыми демократическими институтами оказалась просто неподготовленной к прогрессивным реформам автократической политической системы. На весь последующий период западные страны отвернулись от Ливии, оставив ее разбираться самой с недавно заявленной государственностью.
Чтобы не попасть в ту же ловушку, США, как и другие страны, если они действительно хотят помочь Ливии, должны разработать конкретный долгосрочный план действий, учитывающий интересы всех вовлеченных сторон. Именно эта проблема лежит в основе сложности ливийского конфликта, который давно превратился из гражданской войны в опосредованное противостояние между несколькими иностранными государствами.
Компромисс между внутренними и внешними игроками в Ливии - непростая задача, но возможная. Вероятно, потребуется больше времени, чтобы найти верный путь и следовать по нему, но он, несомненно, является краеугольным камнем устойчивого урегулирования конфликта.