Вестник Кавказа

Сможет ли Африка стать бензоколонкой для Европы

African Arguments
Сможет ли Африка стать бензоколонкой для Европы

Хотя несколько производителей смогут извлечь выгоду из стремления Европы отказаться от российских нефти и газа, реальность не настолько радужная, как им представляется.

Как отмечает African Arguments, многие страны решили ограничить свою зависимость от российских нефти и газа: США ввели нефтяное эмбарго; Великобритания намерена отказаться от нефтяного экспорта к концу 2022 года; Европейский союз планирует сократить импорт российского газа на две трети также к концу 2022 года и полностью отказаться от поставок энергоресурсов к 2030 году. Европейский план заслуживает особенно пристального внимания, поскольку Россия удовлетворяет 25% европейской потребности в нефти и 45% - в газе.

Эти изменения в сочетании с отказом западных нефтяных и газовых компаний работать в России представляют для других стран-производителей возможность, хотя и ограниченную политикой борьбы с климатическими изменениями. Правительства и эксперты принялись обсуждать выгоду, которую могут извлечь африканские производители, заполнив европейский пробел в поставках. Они заявляют о сдвиге” в сторону Африки, способной стать следующей "бензоколонкой" для Европы. 

Алжир, Ангола и Нигерия, готовы сорвать плоды повышающихся цен на нефть и газ. Страны, в которых энергетические проекты запланированы на ближайшие годы, например, Мавритания и Сенегал, тоже, вероятно, получат определенную выгоду. Тем не менее у большинства нынешних производителей ограниченные дополнительные возможности для быстрого наращивания добычи. Им также необходимы инвестиции. 

Инвестиционные решения по ключевым СПГ-проектам в таких перспективных странах, как Мозамбик и Танзания, вряд ли будут приняты ранее 2024 года: в Мозамбике серьезные проблемы с безопасностью, а в Танзании все еще продолжаются переговоры и не приняты решения по поводу процессов разработки. То есть на значительные объемы производства не стоит рассчитывать до 2030 года. Большинство газовых месторождений Мавритании и Сенегала будут разрабатываться на более поздних этапах. А любые перспективы поставок с месторождений, которые в настоящее время изучаются, тем более маловероятны. Исторически странам к югу от Сахары требуется не менее 12 лет, чтобы перейти от обнаружения к производству, что гораздо дольше, чем изначально обещают правительства и компании. 

Хотя некоторые африканские проекты могут быть запущены раньше срока, инвесторы принимают решения, исходя из долгосрочных перспектив, которые на данный момент представляются неопределенными. Нынешний всплеск цен напоминает о фундаментальной непредсказуемости нефтяных и газовых рынков. Через 7 лет после аналогичного роста цен в 1979 году, стоимость энергоресурсов упала, потеряв две трети от пиковых значений. 

Три фактора усиливают нынешнюю неопределенность. Во-первых, роль России на нефтяном и газовом рынке. Поставки в Европу будут зависеть от того, чем завершатся переговоры с Украиной, учитывая, как колеблется стоимость нефти и газа по мере развития диалога. Российские поставки, предназначенные для Европы, могут быть переправлены на азиатские рынки в долгосрочной перспективе. Таким образом спрос на газ из других источников в Азии снизится, и в результате потери производителей, которые могут получить выгоду от поставок в Европу, могут перевесить прибыль. 

Второй фактор предусматривает оценку рыночной доли неафриканских производителей. Европа рассчитывает не только на Африку. Американский экспорт СПГ в ЕС растет, новые СПГ-проекты развиваются, а европейские лидеры стремятся заключить долгосрочные контракты с ближневосточными потребителями. У большинства из указанных производителей больше свободных мощностей, а их проекты скорее получат зеленый свет, чем аналогичные в Африке. 

И третий фактор состоит в том, что потенциальные поставщики должны учитывать ”разрушение спроса”, а также темпы энергетического перехода. Уроки 1970-х годов напоминают нам о том, что высокие цены и нестабильность на рынке зачастую приводят к значительному сокращению спроса, улучшению энергоэффективности и развитию альтернативных технологий. Текущий кризис может привести к еще более серьезному разрушению спроса, поскольку, по всей видимости, он стимулирует стремление Европы поскорее осуществить отказ от ископаемого топлива. Помимо своей цели обеспечить нероссийские поставки в краткосрочной и среднесрочной перспективе, ЕС также стремится полностью уйти от ископаемых источников. 

Что могу сделать африканские и европейские чиновники

Как в Европе, так и в Африке могут воспользоваться представившейся возможностью. Европа может начать с пересмотра своей политики энергетического перехода в пользу африканских стран-производителей и потенциальных частных инвесторов. На данный момент поступающие сигналы разобрать крайне сложно. Например, объявленные в феврале 2022 года планы ЕС по признанию ряда газовых энергетических проектов ”зелеными” рассматривались производителями как сигнал к развитию производства. Однако некоторые европейские лидеры, по всей видимости, всё больше склоняются к идее о том, что возобновляемые источники энергии могут служить не только для преодоления климатического кризиса, но и для укрепления энергетической безопасности. 

Для обеспечения глобального и справедливого перехода, Европе стоит рассмотреть возможность удовлетворения долгосрочного спроса на топливо за счет африканских стран, учитывая их потребности в области развития. Европа также могла бы поощрять хорошее управление в ходе глобального отказа от производства ископаемого топлива. При этом необходимо решить проблемы энергетической безопасности в Европе, а также сократить африканскую энергетическую бедность в рамках более широкой стратегии, которая также поддерживает переход Африки на чистую энергию. И, наконец, если Европа стремится к чистой энергетике, она должна обеспечить африканских производителей критически важных минералов для ”зеленых” проектов хорошими и справедливыми контрактами. 

В независимости от того, какие решения будет принимать Европа, чиновники в африканских странах-производителях и перспективных странах-производителях должны трезво оценивать долгосрочные неопределенности. Хотя сейчас цены растут, со временем непредсказуемость рынка может привести к снижению количества возможностей, да и самих цен. 

Правительства должны обеспечить грамотное распределение прибыли, в том числе и перенаправление любых дополнительных доходов на цели устойчивого развития и экономическую диверсификацию, которая остается ключевым элементом развития. Чиновники также должны неустанно анализировать перспективы в рамках различных сценариев с учетом срока реализации проектов и потенциального развития рынка. Необходимо сохранять предельную осторожность и не спешить тратить государственные деньги, делая рискованные ставки на нефть и газ. 

И хотя некоторые африканские производители могут извлечь выгоду из европейского стремления обеспечить нероссийские поставки нефти и газа, реальность едва ли соответствует радужным ожиданиям. 

8990 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ