Вестник Кавказа

Северная Корея зарабатывает миллионы на песке

CNN
Северная Корея зарабатывает миллионы на песке
© Фото: Пхеньяну инкриминируют торговлю в обиход санаций, наложенных на КНДР

Вашингтонский Центр перспективных оборонных исследований (C4ADS) – некоммерческая организация, которая анализирует проблемы безопасности при помощи больших данных – инкриминирует Пхеньяну торговлю в обиход санаций, наложенных на КНДР. В мае прошлого года два аналитика Центра, которые следят за трафиком в водах Северной Кореи и за ее пределами в Северо-Восточной Азии, Лукас Куо и Лорен Сун заметили более 100 кораблей в северокорейских водах у Хэджу.

CNN в материале North Korea might be making millions -- and breaking sanctions -- selling sand. Yes, sand пишет, что ранее Пхеньян был обвинен в продаже угля и других ценных товаров, иногда в очень больших количествах, в открытом море с целью обойти таможенников, которые должны применять санкции ООН в отношении Северной Кореи. Вместо того, чтобы отправлять товары в порт перед продажей, северокорейцы якобы просто перемещают их с одного корабля на другой в море.

Такая торговля должна быть быстрой и осторожной. Она обычно ведется при участии нескольких судов. Но Сун и Куо зафиксировали десятки загадочных кораблей, направляющихся в Северную Корею. Аналитики C4ADS узнали о масштабной операции, предположительно стоимостью в миллионы долларов, с участием 279 кораблей, которые, по всей видимости, обходили международные санкции в отношении Северной Кореи.

Эти корабли не использовались для запуска оружия, торговли наркотиками, разгрузки контрафактной наличности или незаконного оборота, они даже не перевозили уголь - самый прибыльный экспортный товар Пхеньяна. Корабли использовали для отгрузки и транспортировки песка. Этот вид деятельности кажется вполне безобидным, но Северной Корее запрещено экспортировать землю и камень в соответствии с санкциями ООН, принятыми в декабре 2017 года. Торговля северокорейским песком считается нарушением международного права.

Северная Корея в прошлом году заработала не менее $22 млн в рамках ”масштабной операции по экспорту песка”, говорится в отчете ООН, опубликованном в апреле. Одна из стран предоставила Группе экспертов по Северной Корее, данные о том, что Пхеньян отправил миллион тонн песка за границу с мая до конца 2019 года. Схема была освещена в годовом отчете группы. Аластер Морган, который координирует группу ООН по контролю за санкциями в отношении Северной Кореи, заявил, что ”масштаб и значимость” операции гарантировали внушительный доход. В отчете ООН не приводятся данные C4ADS. Морган сказал, что его команда представила доклад в феврале, а Куо и Сун опубликовали свой отчет только в марте.

Сбор улик

Куо и Сун наблюдали за кораблями в течение нескольких недель, прежде чем выявили определенную закономерность. Все суда, которые появлялись в водах Северной Кореи, шли под китайским флагом или имели китайские названия. Однако в торговле ”с судна на судно” обычно участвуют морские транспортные средства, зарегистрированные в небольших странах, где соблюдение регламента не требует значительных затрат, а контроль неосуществимым, то есть это суда ходящие под так называемым удобным флагом.

Поэтому эксперты проанализировали спутниковые снимки, наиболее важный инструмент разведки на основе открытых источников. Рассмотрев фотографии, они пришли к выводу, что песок поднимается со дна моря в северокорейских водах. Сун провела небольшое исследование истории продаж и добычи грунта в Северной Корее, и все элементы пазла встали на свои места. ”С начала 1990-х годов до настоящего времени мы обнаружили множество сообщений, указывающих на то, что Северная Корея экспортировала песок во многие соседние страны, - сказала Сун. - Теперь появилась необходимость экспортировать песок, оставаясь при этом незамеченными”.

Важность песка

Песок - ключевой компонент в бетоне, стекле, а также процессорах, питающих электронные устройства, с которых вы читаете эту статью. Человечество использует около 50 млрд тонн песка в год - больше, чем любого другого природного ресурса на планете, кроме воды. Его запас может показаться безграничным, но чрезмерная добыча может иметь серьезные экологические последствия. Песок, покрывающий пустыни мира, слишком мелкий, чтобы его можно было использовать в строительстве, а его связующие свойства незначительны. Речной песок обычно лучше всего подходит для производства цемента. Песок со дна океана тоже можно использовать, но прежде его необходимо промыть и опреснить.

Когда существовали связи между Северной и Южной Кореей, песок был самым ценным экспортным товаром Пхеньяна для его южного соседа. В 2008 году Северная Корея продала песок в Республику Корея на сумму $73,35 млн, однако вскоре после этого Сеул прекратил закупать северокорейский товар. Но остался более важный клиент, граничащий с Северной Кореей - Китай - самый главный в мире потребитель песка. В течение 2010-х годов в стране наблюдался беспрецедентный в мировой истории строительный бум: в 2011–2013 годах в Пекине было использовано больше бетона, чем в США за весь XX век. Хотя сегодня строительный бум замедлился, Китай все еще использует больше бетона, чем все остальные страны вместе взятые.

Что было дальше?

Министерство общественной безопасности Китая, которое не ответило на запрос CNN о комментариях к этой истории, в начале прошлого года начало кампанию по пресечению незаконных операций с песком вдоль реки Янцзы. К октябрю власти проверили 90 групп в 10 различных провинциях и конфисковали $251 млн, 305 судов по добыче песка и 2,88 млн кубометров песка, сообщают китайские государственные СМИ. Пекин до сих пор отрицает обвинения в каких-либо нарушениях, когда речь идет о северокорейском экспорте. Министерство иностранных дел Китая в сообщении для CNN заявило, что страна "всегда выполняет свои международные обязательства" и соблюдает санкции ООН.

В отчете ООН Китай ответил на обвинения, заявив, что страна "придает большое значение данным, предоставленным группой в отношении контрабанды песка", но власти страны "не смогли подтвердить, что песок был транспортирован в китайские порты". Северная Корея публично не отреагировала на эти обвинения, но обычно она называет санкции ”враждебными действиями” и ставит под сомнение их законность.

Также все еще неясно, кто и зачем добывал песок. На вопрос ”кто” ответить сложнее. Ни на одном из 279 судов, участвовавших в операции, идентифицированной C4ADS, не было номера IMO - уникального идентификатора, который привязан к устройству слежения на борту. Суда, пойманные без них или скрывающие их, часто лишаются регистрации в своих странах, что делает практически невозможным заход в порт. Но без  IMO трудно связать эти суда с определенными компаниями или людьми.

Вопрос ”почему” имеет несколько возможных вариантов ответа. Возможно, Северная Корея продала права на дноуглубительные работы китайской компании, предположили Сун и Куо. Песок не сложно добывать, но сама процедура - логистический кошмар. Мытье океанического песка, его хранение и транспортировка увеличивают стоимость конечного продукта. ”Если речь не идет о значительных масштабах, добыча песка не самое выгодное дело”, - считает Сун. Но есть и другая возможность: Пхеньян интересовался не самим песком, а хотел углубить или расширить порт Хэджу. Северная Корея могла бы нанять компанию с парком кораблей, базирующихся в Китае, для проведения дноуглубительных работ и позволить им оставить песок в качестве оплаты. Куо был удивлен тем фактом, что операция так долго держалась в тайне, несмотря на то, что в нее было вовлечено очень много кораблей, и, возможно, людей. ”Это один из самых уникальных случаев уклонения от санкций в отношении Северной Кореи, который мы видели, - добавил Куо. - Мы все еще озадачены”.

9025 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ