Рустам Эмомали, сын главы Таджикистана и действующий мэр Душанбе избран председателем верхней палаты парламента. Таким образом он стал вторым лицом в республике и одновременно преемником на посту президента. Интрига лишь в том, когда таджикский лидер Эмомали Рахмон доверит сыну бразды правления. Сегодня состоялась первая сессия Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан (верхней палаты парламента) шестого созыва, в которой принял участие президент Эмомали Рахмон.
Кандидатуру Рустама Эмомали на пост спикера верхней палаты парламента предложила член Маджлиси Милли Одилзода Дилбар Рахим, сообщила пресс-служба президента Таджикистана. В ходе тайного голосования все члены Маджлиси милли отдали свои голоса за него. Согласно статье 71 Конституции Таджикистана, в случае отставки, признания недееспособным или смерти президента, его обязанности до вступления в должность вновь избранного президента переходят к председателю верхней палаты парламента. Таким образом Рустам Эмомали имеет все шансы возглавить страну. Президентские выборы назначены на осень 2020 года. Это завершающий этап в процессе подготовки Рустама Эмомали к президентству, считают эксперты.
Однако сам глава государства, на покой не собирается. Как ранее сообщал "Вестник Кавказа" (24.01.2020) за Рахмоном сохраняется пожизненный титул лидера нации, подкрепленный гарантированной Конституцией возможностью контролировать принятие всех важнейших политических решений.
Карьера Рустама Эмомали была стремительной и достойна Книги рекордов Гиннесса. В ноябре 2013 года в возрасте 26 лет Рустам Эмомали получил звание генерал-майора. С этого момента он сменил несколько руководящих постов – главы Таможенной службы, Антикоррупционного агентства, Комитета по инвестициям и госимуществу, был председателем Союза молодежи Таджикистана, попробовал себя в качестве депутата заксобрания Душанбе. В январе 2017 года назначен мэром столицы, заменив на этом посту Махмадсаида Убайдуллоева, который занимал это кресло в течение 21 года. В январе 2017 года глава государства освободил от должности Убайдуллаева, назначив сына мэром Душанбе.
В апреле 2020 года Рустам Эмомали вновь "подвинул" Убайдуллаева теперь уже на посту спикера парламента. Молодой политик получил не только опыт работы госуправления, но и познакомился с представителями международных структур и главами государств. За прилежную работу отец наградил его государственным орденом "Зарринтодж" (Золотая корона). Несмотря на то, что президентские выборы намечены на осень нынешнего года, пока ни действующий президент, ни его сын не заявляли об участии в них. Ситуация, как считают эксперты, неподходящая. В мире свирепствует пандемия COVID-19. Таджикистан остается практически единственной страной на планете, где пока не зафиксированы случаи заражения коронавирусом.
Впрочем, не исключено, что уже в ближайшие дни власти Таджикистана изменят позицию и признают угрозу эпидемии. Во-первых, отменены запланированные на 19 апреля народные гуляния по поводу празднования в Душанбе Дня города. Во-вторых, по уже сложившейся в республике традиции, а точнее, "по просьбе трудящихся" может быть введен режим самоизоляции. Директор телерадиокомпании "Азия" Азамхон Акбаров в открытом письме на имя министра здравоохранения и социальной защиты Таджикистана предложил подумать над этим, "чтобы предотвратить распространение COVID-19". Это на фоне официальных сообщений о смерти нескольких человек на севере республики… от туберкулеза. Абаров также просит местные власти контролировать цены на продовольственных рынках, так как цены на продукты и на медикаменты поползли вверх.
Сегодня Эмомали Рахмон провел оперативное заседание правительства, в ходе которого обсудил вопросы принятия санитарно-гигиенических мер по предотвращению COVID-19 и снижения влияния финансового кризиса на экономику страны, - сообщила пресс-служба главы государства. Глава государства также отметил, что необходимо принять меры по экономному использованию бюджетных средств, недопущению повторных и нецелевых расходов, полной выплате зарплаты работникам социальных сфер, а также пенсий, компенсаций и пособий, улучшению медобслуживания, регулированию валютного рынка и нормализации курса нацвалюты.
Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов, проживающий в Швеции, считает, что Душанбе выбрал шведский вариант "мягкого карантина", направленного на формирование коллективного иммунитета. По его словам, есть несколько возможных объяснений действиям властей. Во-первых, они вполне резонно опасаются, что введение карантина похоронит местный малый и средний бизнес, и так находящийся не в лучшем состоянии. Во-вторых, правительство опасается паники, которая может возникнуть после официального признания эпидемии: начнется тотальная скупка продуктов и товаров, как уже бывало в прошлом, а это приведет к росту цен и дефициту продовольствия на рынке. В-третьих, правительство надеется, что распространение коронавируса удастся купировать, тем более что 70% населения Таджикистана составляет молодежь, которая относительно легко переносит болезнь. Наконец, в-четвертых, с учетом предстоящих президентских выборов, введение строгого карантина и фактическое уничтожение малого бизнеса – очень нежелательно.
"Однако при этом власти Таджикистана забывают, что одной из основных опор шведского подхода является широкое оповещение населения и его сознательность. В Таджикистане же, особенно после того как ВОЗ официально поддержала правительственные данные об отсутствии пандемии, население в целом вообще перестало принимать какие-либо серьезные меры предосторожности", – отметил Парвиз Муллоджанов.