Вестник Кавказа

Проблемы с соседями не помешали партии Нетаньяху победить на выборах

Foreign Policy

По данным exit poll, на прошедших вчера выборах в Кнессет лидирует партия "Ликуд" премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, набирающая 31 мандат. По итогам выборов лидер победившей партии должен собрать коалицию большинства. Foreign Policy рассказывает, как складывались в последнее время отношения Нетаньяху с ближневосточными государствами.

Королевский бизнес-джет, отправленный наследным принцем Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммедом ибн Заидом Аль Нахайяном, ждал на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Иордании инструкций, чтобы вылететь в международный израильский аэропорт имени Бен-Гуриона. В это время премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху все еще находился в своем офисе в Иерусалиме, готовясь сесть в самолет и отправиться на триумфальный двусторонний саммит в Абу-Даби.

Ибн Заид и Нетаньяху планировали вложить около $10 млрд в совместные инфраструктурные проекты, которые свяжут Ближний Восток 1170-километровой железнодорожной сетью от побережья Средиземного моря до Персидского залива. ОАЭ собирались финансировать строительство глубоководного порта в израильской части Красного моря. Трубопровод, перекачивающий нефть между израильскими терминалами Ашкелон и Эйлат, планировалось связать с Аравийским полуостровом либо танкерными перевозками, либо с помощью нового подводного трубопровода протяженностью 692 км через Красное море до терминала Янбу в Саудовской Аравии.

Но в полдень 11 марта рейс был отменен. Нетаньяху оказался втянутым в дипломатический скандал с участием 26-летнего сына иорданского короля Абдаллы, наследного принца Хусейна, израильского агентства внутренней безопасности Шин-Бет и мечети Аль-Акса в Иерусалиме, третьего по значимости священного места для мусульман. Иордания не позволила самолету из Персидского залива пересечь свое воздушное пространство, якобы в ответ на ограничения в доступе к мечети со стороны Израиля. На самом деле Абдалла ответил за долгие годы дипломатического пренебрежения со стороны израильского лидера.

Через неделю политический хаос начал угрожать израильско-арабским Авраамическим мирным соглашениями, которые Израиль подписал с ОАЭ и Бахрейном в Белом доме, на церемонии организованной бывшим президентом США Дональдом Трампом в сентябре прошлого года. На этот раз ОАЭ раскритиковали очередную попытку Нетаньяху провести саммит, публично обвинив его в использовании богатой нефтью страны Персидского залива для поддержки предвыборной кампании накануне всеобщего голосования 23 марта. ”ОАЭ не будут участвовать ни в какой внутренней предвыборной борьбе в Израиле ни сейчас, ни когда-либо”, - написал в Твиттере Анвар Гаргаш, влиятельный королевский советник и бывший министр иностранных дел ОАЭ.

Однако сближению между странами Персидского залива и Израилем, по всей видимости, ничего не угрожает, даже если придется изменить договоренности, достигнутые при Трампе, чтобы заручиться поддержкой нынешнего президента США Джо Байдена. Связи, поддержанные продажей ОАЭ американских истребителей F-35 и вооруженных беспилотных летательных аппаратов MQ-9B на сумму $23 млрд (в настоящее время сделка приостановлена для проверки новой администрацией), опираются на прибыльные инфраструктурные сделки и увеличивающееся количество совместных частных израильских и арабских предприятий.

Среди компаний, подавших заявки на участие в проекте строительства железной дороги Израиль-Персидский залив, которая пройдет через Иорданию и Саудовскую Аравию, представители США, Европы, России и Китая. У Израиля уже есть железнодорожный маршрут, идущий на восток от порта Хайфы до границы с Иорданией. Новый план ”Пути к региональному миру” позволит доставлять испанскую продукцию или немецкие промышленные детали с европейских кораблей, пришвартованных в Израиле, в государства Персидского залива. В рамках этого проекта будет реанимирована 112-летняя железная дорога Хиджаз в Иордании, которая будет соединена с новой железнодорожной сетью, строящейся в Саудовской Аравии, и достигнет портов Персидского залива.

Ожидалось, что саммит Нетаньяху и ибн Заида положит начало проекту глубоководного порта, финансируемому фондом государственного благосостояния Абу-Даби в размере $580 млрд. Благодаря порту супертанкеры смогут швартоваться в Эйлате, рядом с иорданским портовым городом Акаба. Суда могут доставлять нефть из Саудовской Аравии и перекачивать ее по израильскому трубопроводу в Средиземное море и далее в Европу. В обратном направлении центральноазиатская и европейская нефть смогут переправляться по сухопутному мосту до танкеров в порту Красного моря, которые затем отправятся в Китай, Японию или Южную Корею.

Однако строительным работам в порту Эйлата сопротивляются израильские экологи, которые заявляют, что будет уничтожен хрупкий коралловый заповедник в этом районе, считающемся Меккой для аквалангистов. По их словам, любой разлив нефти в акватории спровоцирует экологическую катастрофу. В последний месяц их опасения усилились из-за разлива нефти в Средиземном море с до сих пор неустановленного танкера, загрязнившего израильские пляжи черным тягучим веществом. 

Когда в конце прошлого года железнодорожные и портовые проекты еще только обсуждались, израильская государственная компания Europe Asia Pipeline Co. Ltd. (EAPC) и эмиратская компания MED-RED Land Bridge Ltd. подписали в Абу-Даби меморандум о взаимопонимании. На церемонии присутствовал тогдашний министр финансов США Стивен Мнучин. Сделка касается использования 250-километровых израильских трубопроводов для транспортировки нефти и нефтяных дистиллятов. Предполагается, что они будут интегрированы в сеть Персидского залива через саудовский нефтепровод ”Восток-Запад” с помощью танкерных перевозок или по новому подводному трубопроводу.

EAPC заявила, что также разрабатываются планы транспортировки природного газа между терминалами в Средиземном и Красном морях для дальнейшей отгрузки. За последние 20 лет Израиль обнаружил обширные месторождения газа у побережья Средиземного моря, подписал экспортные соглашения с Грецией и Кипром и может стать поставщиком для Италии и других стран Европы. Бурение на морском газовом месторождении "Левиафан" проводилось израильско-американским консорциумом во главе с хьюстонской компанией Noble Energy, которая была куплена Chevron, седьмой по величине нефтяной компанией в мире, за $5 млрд в прошлом году.

Генеральный директор EAPC Изик Леви заявил Foreign Policy перед подписанием Авраамического соглашения в сентябре, что планируемый альянс с ОАЭ открывает множество дверей и возможностей для израильской компании. По словам Леви, благодаря Chevron другие американские и международные энергетические компании преодолели историческое нежелание иметь дело с Израилем из-за страха нарушить 75-летний арабский бойкот. Даже после того, как Конгресс США объявил санкции незаконными в 1977 году, отношения с Израилем были непростыми для крупных нефтяных компаний. Израиль получал большую часть своих энергоресурсов зачастую посредством тайных сделок с такими странами, как Азербайджан и Мексика.

Сейчас изменение отношений между ОАЭ и Израилем выглядит маловероятным. Стратегическое положение Израиля на кратчайшем пути между континентами и мнение государств Персидского залива о том, что взаимодействие с их бывшим оппонентом предоставляет широкие возможности для бизнеса, означает, что должны открыться двери для еще большего числа израильско-арабских сделок на быстро развивающемся Ближнем Востоке. Тем временем Нетаньяху, дольше всех находящийся на посту премьер-министра, вложил все силы в избирательную кампанию, надеясь также принять закон с целью отложить судебное разбирательство по делу о коррупции, в котором он не признал себя виновным в феврале.

12005 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ