Мультикультурализм понимается как этническое и культурное разнообразие, в рамках которого люди из разных этнических и культурных слоев и традиций свободно взаимодействуют и участвуют в общественной деятельности. Но это не означает, что одни должны отказаться от своих культурных ценностей, убеждений и норм ради взаимодействия или жизни с другими в социальной системе.
Посол Азербайджана в Южной Корее Рамзи Теймуров в статье Multicultural South Caucasus is only concept for everlasting peace для Korea Times пишет, что концепция мультикультурализма может быть охарактеризована как феномен, который побуждает многоэтнические и религиозные группы учиться мирно сосуществовать, сохраняя свою этническую и религиозную идентичность, а также традиционные ценности. Как раз этого отчасти не хватает на Южном Кавказе - регионе размером почти с Корейский полуостров, где проживает более 50 различных этнических и значительное количество религиозных групп.
Мультикультурализм как политический феномен стал популярен в 1970 году, когда премьер-министр Канады Пьер Трюдо инициировал официальную политику мультикультурализма. Однако не стоит упускать важную деталь: появление мультикультурализма в Канаде 50 лет назад не означает, что раньше такой концепции не существовало. Согласно недавним исследованиям, понятие мультикультурализма, хоть и не выраженное современным термином, означало в восточных государствах обычный образ жизни, при котором люди даже не чувствовали необходимости рассматривать вышеуказанные ценности с академической или политической точки зрения.
В Азербайджане, например, как сказал президент Ильхам Алиев, мультикультурализм - это образ жизни. Даже когда не существовало термина, страна жила именно по этому принципу. Представители всех конфессий, проживающие в Азербайджане, чувствуют себя комфортно, а этническое и религиозное разнообразие Азербайджана является важным достоянием страны. Мультикультурализм в Азербайджане с исторической точки зрения задокументирован и подтвержден несколькими академическими исследованиями и статьями. Азербайджан гордится своим мультикультурным обществом и без колебаний продвигает и поощряет мультикультурализм на международной арене, проводя конференции и форумы, посвященные этой концепции. 2016 год был объявлен в стране Годом мультикультурализма.
Грузия также поощряет терпимость и уважение среди этнических, культурных, языковых и религиозных групп, защищает культурное разнообразие и создает необходимые предварительные условия для участия представителей различных этнических и языковых групп в формальной и неформальной государственной жизни.
Однако вышеупомянутые позитивные тенденции, связанные с мультикультурными ценностями, отсутствуют в определенной степени в Армении - третьей стране Южного Кавказа по численности населения. Согласно конституции, Армения является светским государством, но ряд ученых, в том числе армянские исследователи, утверждают, что Армянская апостольская церковь (ААЦ) имеет огромное влияние и проводит обширную деятельность в стране на протяжении многих лет. Кроме того, ААЦ тесно связана с внутренней и внешней политикой Армении.
По мнению армянских аналитиков, ААЦ оказывает влияние на политику, чтобы сохранить статус национальной церкви. Как утверждают критики, ААЦ также пропагандирует важность принадлежности к церкви как ”единственный способ быть настоящим армянином”. Кроме того, в государстве, представленном всего одним народом, преобладает этническая идеализация.
К сожалению, историческая мифология ”Великой Армении”, содержащая территориальные претензии ко всем соседним странам, а также сильное влияние армянской диаспоры на внутреннюю политику в Армении поощряют и продвигают ультранационалистическую и ультрарелигиозную идеологию и политику.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что много молодых армян, испытывающих ненависть к Турции или Азербайджану, а также разделяющих ультранационалистические настроения против Грузии, проживают в западных странах и при этом относятся ко второму или третьему поколению мигрантов. Учитывая эту тенденцию, несложно понять, что руководит молодым поколением армян, находящихся непосредственно в Армении.
Я не утверждаю, что среди азербайджанского народа и молодого поколения нет ненависти к Армении. Более 30 лет оккупации международно признанных территорий Азербайджана, зверства и акты вандализма против людей и исторического наследия принесли свои печальные плоды.
Но в то же время проживание тысяч этнических армян на территории Азербайджана, несмотря на упомянутые выше трагедии, сохранение армянской церкви в центре столицы Азербайджана и общие мультикультурные ценности азербайджанского общества предлагают перспективы для сведения к минимуму чувства ненависти и поощряют важность мирного сосуществования.
Как публично заявил президент Ильхам Алиев, азербайджанский и армянский народы мирно проживают в России, Грузии и других частях мира, так почему мы не можем снова жить вместе, как жили наши предки?
Я также твердо верю, что у всех жителей Южного Кавказа, азербайджанцев, грузин, армян и представителей множества других национальностей, есть шанс жить вместе в мире и согласии, проводя государственную политику, которая поддерживает мультикультурные ценности и отвергает призывы к радикализму, ультранационализму и религиозному фундаментализму.
Поэтому я настоятельно рекомендую политикам нового поколения Армении тщательно проанализировать геополитику и реалии Южного Кавказа и осознать, что жизнь в этом регионе с верой в мифологию, ультранационалистическим и ультрарелигиозным мировоззрением не может считаться успешной стратегией.
Армении необходимо рассмотреть возможность изменения государственной политики и общественного порядка, которые не принесли каких-либо экономических или политических преимуществ с момента обретения страной независимости. Важно проводить политику, поддерживающую мультикультурные ценности, что будет выгодно не только для Армении, но и для общей политической стабильности и экономического процветания на Южном Кавказе. Никогда не поздно учиться на ошибках и строить новое светлое будущее для следующих поколений.