Вестник Кавказа

Лондон уже начинает смотреть на ЕС свысока

Михаил Симонов
Лондон уже начинает смотреть на ЕС свысока

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выразил готовность… "кинуть" Евросоюз после переговоров о переходном периоде. Это он признал со всей откровенностью на встрече с бизнесменами в Гринвиче за месяц до переговоров с ЕС.

Борис Джонсон, выступая перед британскими предпринимателями, заявил, что заключение торгового соглашения с Брюсселем "отнюдь не означает", что Лондон пример стандарты ЕС в области конкуренции, субсидирования, экологии или рыболовства. "Мы договоримся так, что автономность нашей правой системы никак не будет задета. По примеру Канады, Австралии, экономики которых слабо связаны с Европой, и у них нулевые торговые тарифы с ЕС", – объявил эксцентричный Джонсон.

Еще большие сюрпризы Старый Свет ожидают после завершения переходного периода Брексита. Борис Джонсон надеется внедрить в Великобритании жесткие экологические нормы, куда более крутые, чем действующие в континентальной Европе в отношении автомобильной промышленности. Британский премьер планирует ввести табу на продажу всех автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями и гибридов. Правило, по его словам, не коснется внутреннего рынка перепродаж – т.е. граждане Великобритании смогут продавать друг другу свои машины с любыми двигателями, согласно действующему законодательству. Но ввозить на остров после переходного периода можно будет только электромобили, или еще более новое, более совершенное с позиций экологических норм средство передвижения, когда или если оно появится.

Переходный период Брексита рассчитан на неполный год и во избежание потрясений ЕС и Великобритании предстоит заключить соглашения, где будут детально прописаны все сферы взаимоотношений. Так имеет ли это смысл, если британский лидер заявляет, что в любом случае будет действовать так, как видит и оценивает ситуацию сам, исходя из интересов королевства?

Вопреки ожиданиям, Брюссель отреагировал довольно флегматично. Переговорщик от ЕС Мишель Барнье, еще недавно утверждавший, что Британия дорого заплатит за Брексит, вдруг заявил, что затея Джонсона с нулевыми торговыми тарифами реальна. Казалось, только глава еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн оказалась задета "надменными планами" Бориса Джонсона. Она выступила с лапидарным заявлением, в котором отметила, что переговоры с Лондоном будут жесткими и ясными, и интересы ЕС и его граждан не пострадают ни в малейшей степени.

Именно про такое, видимо, говорится: нашла коса на камень. Но, похоже, инициативой перед переговорами владеет Лондон, и уступки Джонсона, если они, конечно, вообще будут, окажутся жестом доброй воли и залогом будущих конструктивных отношений. Хотя бы потому что после переходного периода Великобритании ничто, пожалуй, не сможет помешать установить у себя стандарты, не тотально высокие, как говорит Джонсон, а в отдельных сферах, наоборот, ниже, чем принятые в ЕС. А, похоже, так и будет, потому как Лондон ведет переговоры с Вашингтоном о зоне свободной торговли, и будет гармонизировать свое торговое законодательство с американским, стандарты которого по ряду направлений существенно ниже европейских. Европе это угрожает тем, что на своем пространстве ряд ее товаров и услуг может оказаться вытесненным британскими. То есть Британия, выйдя из ЕС, может предпринять форменную торгово-экономическую атаку на континент.

Напомним, что Великобритания перестала быть членом ЕС с 1 февраля 2020 года после 47-летнего пребывания в альянсе. Выход из ЕС в Лондоне был отмечен фейерверком, праздничной иллюминацией и выпуском 50-пенсовой монетки, с надписью о дружбе со всеми народами. Что изменилось?

Великобритания уже лишилась представительства во всех органах ЕС и не может участвовать в принятии решений. Но до конца нынешнего года должна жить в целом по правилам ЕС, как договаривалась изначально.

Лондон не намерен устанавливать визовый режим для туристов из стран ЕС. А вот граждане стран ЕС – это около 3,5 млн человек – до конца года должны пройти специальную регистрацию, чтобы иметь возможность продолжать жить в королевстве. Впрочем, система регистрации почти идентична действующей с 2019 года, и отказы получают считанные единицы, в основном из-за имеющихся конфликтов с законом.

Дальше – дело фантазии Бориса Джонсона и других представителей британской власти.

Сторонники выхода из ЕС считают, что большая самостоятельность Великобритании позволит создавать больше рабочих мест и одновременно остановит приток мигрантов. Именно эти два обстоятельства побудили их голосовать за Брексит.

Противники выхода из ЕС, а это в основном молодежь, работники высокотехнологичных компаний, свой выбор объясняют тем, что теперь перспективнее перебираться из Великобритании в континентальную Европу – Германию или Голландию, чего делать не планировали и "не очень-то хочется". Но эта часть населения проиграла.

ЕС, конечно, совершенно не радует потеря Великобритании – государства с пятой экономикой в мире - как члена альянса. Но, несмотря на все попытки, предупреждения и даже мягкие угрозы, Брексит состоялся, и теперь, по словам главы Европейского аналитического центра политической экономии Дэвида Хенига, которого цитирует Financial Times, "нам грозит беспорядок и непредсказуемость". Можно добавить, особенно с учетом планов Бориса Джонсона действовать исключительно в интересах королевства и его подданных.

10185 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ