С точки зрения инфраструктурной связности в Евразии, Нахчыванский коридор может стать частью транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг", проходящих по территории Южного Кавказа, пишет ведущий аналитик Центра анализа международных отношений Азербайджана Орхан Багиров в статье The Nakhchivan corridor will boost connectivity in the Caucasus для Euractiv. Заявление президентов России и Азербайджана, а также премьер-министра Армении от 9 ноября положило конец армянской оккупации, продолжавшейся почти тридцать лет и мешавшей в полной мере использовать возможности регионального сотрудничества на Южном Кавказе.
Освободив свои территории от оккупации, Азербайджан изменил геополитическую карту региона, устранил связанные с безопасностью проблемы, существовавшие около трех десятилетий, и создал новые возможности для дальнейшего сотрудничества. Помимо политических преимуществ победа Баку в войне принесла значительные экономические преимущества не только Азербайджану, но и странам региона. Согласно пункту 9 трехстороннего соглашения, все экономические и транспортные связи в регионе будут восстановлены, и Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов.
Таким образом, Армения соглашается на создание Нахчыванского коридора через Мегринский район. Открытие нового транспортного коридора выведет Нахчыван из экономической блокады. В настоящее время наземное и воздушное сообщение с Нахчывном доступно либо через Иран на юге, либо через Турцию на западе. Прямое сообщение с Нахчываном сократит время пребывания в пути и снизит транспортные расходы, создав новые возможности экономического развития для Нахчывана и Азербайджана. Это также устранит прошлые опасения, связанные с обеспечением безопасности.
Нахчыванский коридор создаст новые экономические возможности и для стран региона - Турция получит прямой выход в Азербайджан без использования наземных маршрутов Грузии и Ирана. По сравнению с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс, которая соединяет Азербайджан с Турцией через Грузию, новый маршрут будет примерно на 340 км короче. Поскольку этот коридор сократит расстояние транспортировки и снизит транспортные расходы, объем двусторонней торговли между Азербайджаном и Турцией вырастет.
Это также положительно скажется на туристических связях Азербайджана и Турции, поскольку создаст более удобный для туристов наземный маршрут. В более широком смысле коридор обещает дать Анкаре еще один выход к Каспийскому морю и странам Центральной Азии.
Стоит также отметить, что Турция объявила о планах строительства новой железной дороги в Нахчыван, что будет способствовать росту грузовых и пассажирских перевозок в регионе и увеличит пропускную способность коридора Баку-Тбилиси-Карс.
Общая сумма инвестиций составит $200-270 млн, а ветка протяженностью 230 км будет начинаться от Карс-Игдыр и продолжаться до Нахчывана. Там линия будет соединяться с железнодорожной линией, ведущей в Иран, Афганистан, Пакистан и другие регионы Азербайджана через Нахчыванский коридор. Таким образом, Турция получит большое преимущество с точки зрения логистики. Присоединение железной дороги Карс-Нахчыван к Нахчыванскому коридору также будет способствовать развитию экономических отношений между Азербайджаном и Турцией.
Открытие Нахчыванского коридора выгодно и для России, так как создает альтернативный наземный маршрут в страны региона. Южная часть российской железнодорожной сети связана с железными дорогами Азербайджана, так что российские поезда могут легко добраться до Нахчыванского коридора, а затем направиться в Армению, Турцию и Иран.
Для России эта дорога также могла бы служить альтернативным выходом на рынки Ближнего Востока. Кроме того, так как в последние годы товарооборот между Россией и Турцией значительно вырос, но Россия не может использовать сухопутные маршруты Грузии для прямого выхода в Армению, Нахчыванский коридор создаст для РФ большие экономические преимущества.
Армения также может получить значительную выгоду от Нахчыванского коридора, если решит вернуться к мирной политике и сотрудничеству. С помощью этого коридора Армения сможет выйти из экономической изоляции, присоединиться к региональным транспортным проектам и, что более важно, получить наземный маршрут, обеспечивающий доступ на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что было одним из основных экономических препятствий для Армении в последние годы.
Отсутствие сухопутных маршрутов между Россией и Арменией также негативно сказывалось на двусторонних торговых отношениях между странами. Таким образом, Нахчыванский коридор мог бы помочь развитию экономических отношений Армении с ЕАЭС, в том числе с Россией.
Кроме того, с помощью этого коридора Армения обеспечит железнодорожное сообщение с Ираном. Запланированное строительство железной дороги между Арменией и Ираном через регион Мегри было отложено из-за ее высокой стоимости. Но новый коридор предоставляет Армении отличную возможность решить проблемы, связанные с транспортировкой грузов в Иран.
С точки зрения инфраструктурной связности в Евразии, Нахчыванский коридор может стать частью транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг", проходящих по территории Южного Кавказа.
Создание Нахчыванского коридора в интеграции с коридором БТК добавит новую магистраль Транскаспийскому международному транспортному маршруту, или, как его еще называют, Срединному коридору - материковому коридору, соединяющему Азию с Европой, и укрепит его позицию в качестве регионального транспортного узла в регионе.
Поэтому, планируемый коридор должен отвечать интересам стран Европы, Центральной Азии и Китая, поскольку он создает новую альтернативу для транспортировки грузов как в восточном, так и в западном направлениях.
Все упомянутые преимущества показывают, что Нахчыванский коридор может стать одним из основных элементов для установления мира на Южном Кавказе. Снятие всех экономических блокад и создание нового коридора создаст благоприятные условия для регионального развития и сотрудничества.
Хотя новый коридор в некоторой степени может снизить важность и прибыльность некоторых традиционных маршрутов, геополитические выгоды от установления мира и устранения экономической блокады в регионе намного больше, чем ущерб, с которым могут столкнуться эти маршруты.