Азербайджан, расположенный в центре так называемого среднего транспортного коридора между Китаем и Европой, остается для КНР надежным транзитным партнером. Продолжающееся успешное деловое сотрудничество будет способствовать расширению торгово-экономических связей между двумя странами. К такому выводу приходит научный сотрудник Центра поддержки внешней торговли и преподаватель бизнес-школы Азербайджанского государственного экономического университета Бахруз Бабаев в статье Chinese investment in Azerbaijan is a win-win for both countries для ежедневной гонконгской газеты South China Morning Post.
Одним из примеров такого сотрудничества стал запуск 20 июня грузового поезда, состоящего из 43 вагонов, из Китая в Стамбул через Азербайджан. Груз был принят в порту Баку и доставлен в Турцию по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Благодаря операционной платформе порта свободной торговли Сиань, грузы из Китая в Турцию постоянно поставляются через территорию Азербайджана.
Роль Азербайджана как транзитной страны для Китая не ограничивается грузовыми перевозками, поскольку государство стремится стать региональным центром для создания телекоммуникационного коридора Азия-Европа и передачи китайского интернет-трафика.
Стратегический меморандум о сотрудничестве, подписанный между China Telecom и AzerTelecom в 2019 году, представляет собой важное рамочное соглашение для достижения этой цели. Роль телекоммуникационного транзитного моста между Европой и Китаем приносит большую пользу Азербайджану. Действительно, страна получает как доходы от транзита, так и техническую помощь Китая для укрепления телекоммуникационных и логистических возможностей.
Самый короткий железнодорожный маршрут для доставки грузов из Китая в Европу проходит через Азербайджан. Транспортный коридор через Азербайджан - наименее затратный транзитный маршрут для Китая. Он имеет ряд преимуществ перед другими трансконтинентальными транспортными коридорами с точки зрения существующей инфраструктуры и близости к Европе.
Азербайджан уделяет большое внимание развитию транспортных маршрутов, соединяющих Китай с Европой, с тех пор, как президент Ильхам Алиев посетил Китай в 2015 году, и две страны подписали Меморандум о взаимопонимании относительно совместного поощрения создания экономического пояса Шелкового пути. Позитивное отношение Азербайджана к инициативе ”Один пояс, один путь” - важная предпосылка для увеличения объема торгового сотрудничества, выходящего за рамки транзитного партнерства.
Богатый нефтью Азербайджан - одна из немногих стран на историческом Шелковом пути, заинтересованная в развитии транспортного коридора Восток-Запад, грандиозного плана Китая. Пока Азербайджан вложил умеренные средства в развитие своих железных дорог, морских портов, автомобильных дорог и логистических центров от Каспийского моря до Запада в рамках собственной стратегии экономической диверсификации. Бакинский грузовой терминал, порт Баку, современные грузовые суда на Каспийском море и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс - ценный вклад Азербайджана в транспортный коридор Восток-Запад.
Сотрудничество Азербайджана с Китаем как финансовых партнеров в равной степени отвечает интересам обеих стран. Транспортировка китайских товаров, пересекающих Среднюю Азию и Каспийское море, более выгодна за счет использования инфраструктуры, созданной при поддержке Азербайджана. Азербайджан становится все более активным торговым партнером Китая. В этом году объем двусторонней торговли увеличился на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Торговля между Китаем и Азербайджаном продолжает расти быстрыми темпами на благо обеих стран. Сегодня существует потребность в прямых иностранных и частных инвестициях в различные секторы экономики Азербайджана, и китайские частные компании могут стать источником этих инвестиций для заполнения дефицита финансирования.
В прошлом Азербайджан приветствовал китайские инвестиции в Азербайджан. Во время участия во втором форуме ”Один пояс, один путь” в 2019 году между азербайджанскими и китайскими компаниями были подписаны сделки на сумму $821 млн. Если Азербайджан разработает рамки для привлечения большего количества китайских инвестиций, это станет беспроигрышным вариантом для обеих сторон.
Членство Азербайджана во Всемирной торговой организации (ВТО) могло бы ускорить приток частных китайский инвестиций в страну и создать правовую основу для укрепления доверия. Однако членство в ВТО в настоящее время не является приоритетом для правительства Азербайджана, поскольку страна занята укреплением конкурентоспособности национальной экономики. Возможное членство в ВТО вполне реальный вариант для будущего.
Кроме того, если Китай решит сделать приоритетным экономически и географически выгодный транспортный коридор, проходящий через Азербайджан, это еще больше укрепит экономические и торговые отношения между двумя странами. Могут быть заключены двусторонние соглашения об инвестициях и торговле, которые создадут основу для увеличения частных китайских инвестиций в различные секторы экономики Азербайджана. Подобные соглашения между двумя странами пойдут на пользу обоим государствам.
Развитие транспортного коридора в полной мере возможно только при взаимной приверженности Китая и Азербайджана этому проекту. Без участия, технической поддержки и инвестиций со стороны Китая для Азербайджана было бы практически невозможно полностью реализовать потенциал этого транспортного коридора.
В то же время роль Азербайджана жизненно важна для Китая с точки зрения развития телекоммуникационного коридора в рамках инициативы ”Один пояс, один путь”. Учитывая, что членство в ВТО в настоящее время не является приоритетом для Баку, Азербайджан, и Китай выиграют, если Баку предоставит больше рыночного пространства китайским частным инвесторам на основе двусторонних соглашений.