Отношения между Пакистаном и Узбекистаном в последнее время развиваются все активнее. Недавний визит премьер-министра Пакистана Имрана Хана в Узбекистан стал свидетельством того, что два государства расширяют свое многоплановое сотрудничество.
Eurasia Review отмечает, что в ходе своего двухдневного визита Имран Хан выступил на бизнес-форуме ”Центральная и Южная Азия 2021: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности”, выразив надежду на связь государств посредством авиации, автомобильного и железнодорожного транспорта. ”У Пакистана огромный потенциал для соединения Центральной Азии с остальным миром и превращения ее в торговый узел”, - добавил Хан.
Укрепление сотрудничества происходит на фоне изменения региональной динамики. США и Китай пытаются укрепить свое влияние в Центральной Азии, а ситуация в Афганистане трансформируется на фоне выхода США. Исламабад видит потенциал сближения с Узбекистаном через Афганистан. По словам Хана, ”Пакистан стремится к миру в Афганистане и считает его жизненно важным для торговых связей между странами региона”. Сейчас Пакистан хочет получить связь с Узбекистаном посредством железнодорожного сообщения через Афганистан.
В феврале этого года было подписано соглашение о строительстве железной дороги через Термез - Мазари-Шариф – Кабул - Пешавар. Этот проект увеличит торговый оборот между тремя государствами и соединит два важных региона. Кроме того, Узбекистан и Афганистан получат доступ к пакистанским морским портам. Проект рассчитан на пять лет, длина железнодорожной линии составит 600 километров. Ташкент стремится диверсифицировать выход к морю, не полагаясь лишь на иранские порты. Пакистан также получит доступ в Центральную Азию и за ее пределы, куда он стремился с момента обретения центральноазиатскими государствами независимости в начале 1990-х годов. Новая железная дорога снизит транспортные расходы Пакистана, связанные с Россией, на 15-20%.
Узбекистан считает приоритетной железную дорогу Мазари-Шариф – Кабул - Пешавар по двум причинам. Во-первых, она самая короткая. Во-вторых, она соединит коридор Узбекистан – Киргизия - Китай с Европой и Южной Азией.
Среди других причин, соперничество США и Ирана. Узбекистан стремится обеспечить свою безопасность и выбор транзитных путей. Ташкент вложил огромные средства в транспортный сектор, чтобы соединить иранские порты с Узбекистаном, но опасается, что конфликт Тегерана с Вашингтоном может дорого обойтись Ташкенту.
Бендер-Аббас - главный порт, который Ташкент использует для своей торговли. Как только эти проекты будут реализованы, они внесут большой вклад в достижение целей обоих государств.
Стратегическая политика Пакистана в отношении Центральной Азии преследует пять главных целей: торговля и связь, прочные политические отношения, инвестиции и сотрудничество в энергетическом секторе, оборона и безопасность, а также налаживание контактов между народами. Исламабад с момента обретения Центральной Азией независимости приложил немало усилий, чтобы получить доступ к региону, но из-за нестабильной ситуации в Афганистане этот план не осуществился. Сейчас, когда в Афганистане происходят перемены, Исламабад надеется на получение безопасного доступа в государства Центральной Азии.
Одновременно через Пакистан проходит самый короткий, простой и экономичный путь к Аравийскому морю для государств Центральной Азии, в частности для Узбекистана. Исламабад готов помочь странам Центральной Азии увеличить товарооборот за счет использования своих морских путей. Также Узбекистан и Пакистан могут развивать торговлю, туризм, образование, здравоохранение и энергетические проекты. Более того, Пакистан вновь сфокусировался на геоэкономике, которая может укрепить пакистано-узбекские отношения.
Мир в регионе, особенно в Афганистане, имеет большое значение для любой инициативы в области торговли, инвестиций и установления транспортного сообщения. Китайская инициатива ”Один пояс - один путь”, в свою очередь, еще больше сблизит обе страны, соединив Пакистан с Центральной Азией и регионами за ее пределами.