Вчера Ташкентский городской суд по уголовным делам завершил разбирательство по делу Гульнары Каримовой и ее сообщников. Старшая дочь первого президента Узбекистана получила новый срок — 13 лет 4 месяца лишения свободы. Каримова признана виновной в организации преступного сообщества, вымогательстве, полученных от преступной деятельности, и других преступлениях. Об этом сообщила пресс-служба Верховного суда республики.
В декабре прошлого года Генпрокуратура Узбекистана возбудила новые уголовные дела в отношении Каримовой. Сообщалось, что Гульнара Каримова в сговоре с другими гражданами приобрела по заниженной стоимости государственные пакеты акций предприятий "Кувасайцемент" и "Бекабадцемент". Затем она продала их иностранным бизнесменам, которым в дальнейшем оказывала покровительство в незаконной деятельности, в результате чего стране был нанесен крупный ущерб. "Запугивая владельцев различных организаций, преступная группировка заставляла предпринимателей переоформлять имущество на компании, подконтрольные Каримовой. Дела были возбуждены по итогам проверки, проведенной на основании поступившей информации от международной юридической компании White and Case и заявлений нескольких граждан Узбекистана. Сумма нанесенного ущерба превысил 165 млн дол. и 9 млн дол. соответственно.
В середине нулевых, по данным агентства "Фергана", контрольные пакеты акций предприятий "Кувасайцемент" и "Бекабадцемент" были приобретены за 47 млн дол. казахстанским холдингом United Cement Group (UCG). В 2011 году против руководства и менеджмента "Бекабадцемента" было возбуждено уголовное дело по факту нелегального производства и экспорта цемента, а также уклонения от уплаты налогов. Имущество, активы и денежные средства предприятия арестовали, а в январе 2012 года Ташкентский областной суд по уголовным делам приговорил группу руководителей "Бекабадцемента" к большим срокам заключения. Вскоре был наложен арест и на счета "Кувасайцемента".
Ранее Каримова была осуждена по двум уголовным делам. Ее признали виновной в нанесении государству ущерба на сумму в общей сложности около 4 трлн сумов (почти 1 млн дол. по курсу на момент суда). В 2015 году по первому делу ее приговорили к 5 годам ограничения свободы, по второму делу в 2017 году – к 10 годам заключения, но затем наказание было заменено на пять лет домашнего режима. Только в марте 2019 года Каримову перевели в женскую колонию общего режима Зангиатинского района Ташкентской области за "злостное нарушение порядка и условий отбывания наказания". Отсчет нового срока наказания начнется с 21 августа 2015 года — в соответствии с совокупностью наказаний, назначенных Каримовой по нескольким преступлениям и приговорам, говорится в сообщении пресс-службы Верховного суда.
По сообщениям Генпрокуратуры Узбекистана, Каримова владеет активами в 12 странах мира, включая Россию и США. Силовые структуры республики продолжают переговоры с зарубежными коллегами по возврату выведенных из страны денег. В частности, Федеральная прокуратура Швейцарии сообщила о готовности вернуть Узбекистану 130 млн швейцарских франков (133 млн дол.), которые были изъяты в ходе расследования по делу Каримовой.
В 2015 году в отношении Гульнары Каримовой завели уголовные дела в Швеции, Швейцарии и США: ей предъявили обвинение в присвоении около 1 млрд долларов. Речь, прежде всего, шла о взятках, которые Каримова получала минимум от шести телекоммуникационных компаний (мобильных операторов и тех, кто занимался прокладкой кабелей и обеспечением покрытия WiFi и WiMAX в Узбекистане). В том году 800 миллионов швейцарских франков (около 800 миллионов долларов), принадлежавшие Гульнаре Каримовой и найденные в банках Швейцарии, были арестованы. 31 июля 2018 года Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии отклонил апелляцию Каримовой на решение о замораживании средств.
Между тем сама Гульнара Каримова не оставляет надежды на досрочное освобождение. Ее адвокаты утверждали, что следствие по всем ее делам велись с большими нарушениями, а сами дела были сфабрикованы силовиками по политическим мотивам. Каримова несколько раз она обращалась с открытым письмом к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву с просьбой о помиловании. Сообщала о своем плохом самочувствии в колонии, пообещав не претендовать на 686 млн дол., хранящихся на ее счетах в зарубежных банках.
Последнее заявление было опубликовано в феврале 2020 года на странице ее дочери Иман Каримовой в Инстраграмм, которую по сообщению Радио "Свобода", ведет группа профессиональных адвокатов.
Гульнара Каримова обращалась к президенту Шавкату Мирзиееву, как "к человеку, которого она лично знает много-много лет". Она жаловалась на бесконечные переезды из одной тюрьмы в другую, непрекращающиеся уголовные дела и плохое самочуствие. Каримова утверждала, что несмотря на изъятие принадлежащих ей и ее детям активов и имущества на 1,2 млрд дол., они не были засчитаны в счет погашения "нанесенного материального ущерба". "Я также ради сохранения семьи и здоровья, при правильных условиях готова отказаться от любых претензий на денежные средства – единственно оставшиеся у нашей семьи и замороженные в Швейцарии с принятием "упрощенной процедуры закрытия дела", - написала Каримова. Она отметила, что "от правильного подхода к этому вопросу может выиграть также государство, и средства в достаточно ощутимых объемах могут быть направлены на гуманитарные проекты (медицину, образование и др.)". Она пояснила, что вынуждена была обратиться публично, так как уверена, что официальные письма к президенту не доходили.
Эксперты высказывают сомнения, что Гульнару Каримову могут освободить досрочно, даже если все незаконно приобретенные ею активы будут возвращены Узбекистану. Скорее всего, все или большинство ее узбекских активов вернуть нет никаких проблем. Арестованные активы, которые находятся в зарубежных банках, должны вернуть в Узбекистан власти европейских государств. От Каримовой уже мало что зависит.