Лидеры Ирана вновь сосредоточили внимание на увеличении внутреннего производства, однако для достижения этой цели необходима политическая стабильность и серьезные усилия по борьбе с коррупцией. Al-Monitor пишет, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, произнося речь во время празднования Новруза, огласил очередную цель на грядущий иранский год: поддержать производство и устранить внутренние препятствия.
В соответствии с этой целью Министерство промышленности, рудников и торговли провело опрос промышленников, чтобы определить проблемы иранских производителей. Поскольку ИРИ работает над увеличением производства, пристальный взгляд на существующие препятствия может дать представление о том, какие вопросы необходимо решить, чтобы проложить путь для процветания отечественной промышленности.
Согласно опросу, основными препятствиями для внутреннего производства считается отсутствие экономической стабильности, высокая инфляция, отсутствие финансовых решений и кредитных механизмов, внешние санкции и наличие прибыльных непроизводственных секторов в экономике.
Оценивая, какие учреждения и сферы необходимо реформировать, подавляющее большинство респондентов указало на недостатки в банковском секторе. Другими областями, требующими реформ, были названы налоговое законодательство, социальное обеспечение, а также ряд правительственных директив, касающихся окружающей среды, энергетики, воды и прочего.
В ходе исследования были также заданы вопросы по обязанностям Министерства промышленности, рудников и торговли, и респонденты сочли, что в серьезных реформах нуждается выдача лицензий, необходимы инвестиции в инфраструктуру, выделение твердой валюты и устранение правовых препятствий для экспортной деятельности.
Отвечая на вопрос о том, что должно быть приоритетом министерства в ближайшем будущем, большинство указало на дерегулирование производственного сектора, улучшение делового климата и предоставление стимулов для новых инвестиций.
В 2019 году правительство президента Хасана Рухани представило парламенту законопроект, призывающий к дерегулированию производственного сектора, но он застрял в законодательном органе. После выборов в феврале 2020 года в парламенте доминируют консервативные фракции.
В то же время ряд парламентариев, в том числе член комиссии Меджлиса по бюджету и планированию Джафар Гадери, считают, что узкие места возникают из-за отсутствия надлежащего исполнения и обеспечения соблюдения уже существующих законов. Гадери сказал: ”Законы, которые были разработаны для стимулирования внутреннего производства, либо не были реализованы, либо были приняты таким образом, что подорвали внутренние возможности”. Действительно, в стране нет недостатка в законах и постановлениях, и основные проблемы обычно возникают, когда законы не выполняются должным образом либо из-за политизации решений, либо из-за некомпетентности, бесхозяйственности и коррупции.
Если читать между строк результаты опроса, респонденты недовольны тем, как соответствующие органы власти и банковский сектор выполняют свою работу. Решение таких вопросов, как предоставление и продление лицензий, выделение кредитов и твердой валюты, среди прочего, сопряжено с коррупцией и часто сталкивается с некомпетентностью. Негативное влияние коррупции на наращивание внутреннего потенциала в Иране было выявлено с помощью различных исследований торговой палаты страны. Существование широко распространенной коррупции ни для кого не секрет, и даже Хаменеи неоднократно подчеркивал необходимость борьбы с ней.
Следовательно, основным инструментом продвижения производства должно быть сдерживание коррупции. Однако ликвидация коррумпированных сетей потребует серьезных политических и структурных реформ. По словам экономиста Хосейна Рагфара, к ликвидации коррупции в Иране приведут три шага: прозрачность, отстранение военных организаций от экономической деятельности и согласованные усилия всех трех ветвей власти по искоренению коррупции.
Рухани отреагировал на призыв Хаменеи, указав на важность ”прозрачности и структур электронного правительства” для борьбы с коррупцией.
Хотя пандемия дала Ирану возможность совершить технологический скачок с точки зрения цифровизации и внедрения концепций электронного правительства, главный вопрос заключается в том, как можно повысить прозрачность в политической культуре, которая процветает на основе неопределенности. Коррупционная практика выигрывает от правовой и процессуальной двусмысленности, возникающей в результате деятельности сложных политических и канцелярских патронажных структур, доминирования в некоторых секторах экономики полугосударственных институтов, внешних санкций и внутренней дискриминации реального частного сектора в пользу полугосударственных бенефициаров.
Устранение барьеров для внутреннего производства может произойти только в том случае, если высшее руководство страны проведет подлинные правовые, политические и структурные реформы, чтобы избавиться от неясностей, создающих благодатную почву для коррупции. Необходимые реформы должны будут обеспечивать экономические интересы реального частного сектора. До сих пор в Иране происходила передача экономической власти от правительства полугосударственному сектору.
Очевидно, что радикальные политические реформы и передача экономической власти частному сектору не могут быть реализованы в нынешних политических реалиях. Таким образом, улучшение может произойти только за счет постепенных шагов и мер, которые возможно осуществить без полной модернизации нынешних государственных структур.
Можно уменьшить масштабы коррупции за счет:
-передачи ответственности за выдачу лицензий от государства существующим неправительственным и профессиональным организациям;
-использования современных инструментов надзора для предотвращения фаворитизма и кумовства при предоставлении кредитов в банковском секторе;
-создания альтернативных денежных рынков, через которые отрасли могли бы мобилизовать финансовые инструменты, не будучи зависимыми от коммерческих банков;
-расширения платформ электронного правительства для уменьшения взаимодействия между участниками экономической деятельности и государственными чиновниками. Одним из важнейших шагов было бы использование электронного правительства для изменения напряженных отношений между налоговыми органами и корпорациями;
- четкого определения секторов экономики, в которых будут действовать полугосударственные институты, чтобы обеспечить реальный частный сектор более прозрачной и конкурентной рыночной средой;
-защиты информаторов и журналистов, которые потенциально могут разоблачать коррумпированные элементы в государственной структуре;
- разрешения частному сектору создавать новые институты и ассоциации, которые могли бы его представлять в различных переговорных процессах.
Есть много возможностей для постепенного улучшения делового климата, однако следует сосредоточить внимание на двух главных целях: достижении большей стабильности и борьбе с коррупцией. Единственное средство, которое, безусловно, поможет достичь обеих целей, - это отмена внешних санкций. Любой другой стратегический выбор на нынешнем этапе только подорвет способность страны реализовать свой экономический потенциал. Вот почему просьба Хаменеи об устранении препятствий на пути увеличения внутреннего производства должна начинаться с того, что он поручит истеблишменту продемонстрировать политическую волю для достижения упомянутых целей. Настаивание на других реформах без учета решающего вклада политических и структурных реформ не приведет к каким-либо значимым результатам.