Отставка Бориса Джонсона вызвала переполох в британской власти. Не успела Лиз Трасс привыкнуть к креслу премьера, как уже уходит в отставку. Фаворитом в новой гонке за власть считают индуса Риши Сунака. Пока консервативная партия определялась с кандидатом, министр обороны Британии пообщался с Сергеем Шойгу. И это в условиях, когда Лондон считается главным ястребом антироссийской политики на Украине. Почему Британия ищет общения с Россией и изменится ли ее курс при новом премьере?
С начала учебного года Соединенное Королевство сотрясают политические кризисы. Скандальные вечеринки Бориса Джонсона привели к расколу правительства. Под давлением своих министров и консерваторов Джонсон ушел в отставку. На его место поспешно выдвинули Лиз Трасс. Почти сразу после это умерла королева Елизавета II, престол унаследовал Карл III. Двойного монаршего благословения оказалось недостаточно: Лиз Трасс не смогла справиться с экономическим кризисом. Меры по снижению налогов и сокращению соцпособий привели к еще худшему результату. Бедные стали еще беднее, а богатые богаче.
Ставка на то, что снятие нагрузки с большого бизнеса будет стимулировать инвестиции, и воротилы потянут за собой всю экономику, не сработала. Фунт упал до уровня 1985 года (с $1,16 до $1,08). Доходность 10-летних гособлигаций сначала выросла с 3,5% до 4,3%, но после вмешательства Банка Англии 7 октября упала примерно до 4,05%.
"Такая динамика свидетельствует о нежелании инвесторов владеть долговыми обязательствами", - отмечает Форбс. Инфляция в Великобритании установила сорокалетний рекорд, составив 10,1%. Впереди холодная зима. Растут цены на электричество. По изобретению альтернативных методов обогрева британские журналисты уже переплюнули немецких коллег. Обозреватель Daily Mail советует согражданам греть тапочки в микроволновке и носить шапку с электрическими подогреваемыми панелями. Учитывая все сложности, нетрудно понять, почему спустя 45 дней Лиз Трасс решила подать в отставку.
На пост нового премьера пророчили троих. Министра обороны Бена Уоллеса, бывшего минфина Риши Сунака и экс-премьера Бориса Джонсона… Бен Уоллес мог бы стать премьером, но он снова отказался от гонки. Тогда министр обороны поддержал Трасс, а в этот раз он лоббирует Джонсона. Но проблема в том, что сам Джонсон после череды скандалов не рискнул пойти в премьеры. Поэтому безальтернативным вариантом остался Риши Сунак. Кандидатуру Сунака поддержало больше 100 членов партии, а также глава МИД и министр финансов.
Очевидно, что главной задачей Сунака станет экономика. Именно из-за кризиса он и решил бороться за власть. "Великобритания - великая страна, но мы сейчас находимся в глубоком экономическом кризисе. Вот почему я собираюсь стать следующим премьер-министром", - написал Сунак в соцсетях. Ясно, что по этой же причине большинство консерваторов и выбирают его.
У Сунака очень сильное портфолио. Он окончил Оксфорд и имеет диплом MBA Стэнфордского университета, работал в британских хедж-фондах, а также в банке Goldman Sachs. Кроме того, у него большой опыт ведения личного бизнеса. Сунак, индус по происхождению, женат на дочери индийского олигарха Нараяна Мурти. С тестем у Сунака сложились прекрасные отношения. В свое время Мурти сделал его главой Catamaran Investment, занимавшейся личным состоянием семьи. К слову, Сунак - самый богатый член Палаты общин. Его состояние оценивается в $240 млн.
Учитывая все эти моменты, а также успешный опыт борьбы с последствиями пандемии на посту главы Минфина, вероятно, шансов на оздоровление экономики у Сунака гораздо больше, чем у Лиз Трасс, которая не могла отличить Ростов от Воронежа. При этом эксперты отмечают, что в британской экономике есть системные проблемы. После мирового финансового кризиса 2007-2008 годов рост производительности труда, а значит и экономики, был самым низким за последние 250 лет. Так что Сунаку придется серьезно попотеть, чтобы вытащить Лондон-Сити из ямы.
С точки зрения интересов России, ей выгодна сложившаяся ситуация. Чем больше Британия будет заниматься собственной экономикой, тем меньше внимания сможет уделять внешней политике и, соответственно, Украине. Первые признаки того, что страна погрязла в своих проблемах мы уже видим. Накануне состоялся телефонный разговор министров обороны России и Британии. Бен Уоллес сказал Сергею Шойгу, что Лондон готов помочь Москве и Киеву достичь соглашения по прекращению боевых действий. Этот разговор состоялся на фоне предостережений со стороны России о намерении ВСУ применить "грязную бомбу". Заявление Уоллеса говорит о том, что Великобритания опасается лобового столкновения России и НАТО и в Ми-6 понимают: политика санкций из-за Украины бьет бумерангом по лоббистам этих санкций в НАТО – то есть по Лондону.
Понятно, что ждать большой любви к России от нашего многовекового противника не стоит. Негативные заявления Сунака о спецоперации на Украине и Путине показывают, что любой английский премьер будет действовать в строго очерченных рамках. Однако даже при таком отношении новой британской власти во время выстраивания курса все равно придется оценивать свои возможности. А их с каждым днем все меньше и меньше.