Карабахская война закончились полной победой ВС Азербайджана. В результате боевых операций, дополненных искусной дипломатией, Баку смог освободить около четверти бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и семь районов вокруг нее, в том числе ключевой с точки зрения азербайджанского культурного наследия город Шуша и стратегически важный город Гадрут. Россия устами президента Владимира Путина несколько раз подтверждала, что "Карабах - территория Азербайджана"; для обеспечения мирного послевоенного процесса в регионе были временно размещены около 2 тыс российских миротворцев. Однако идеологи оккупации Карабаха не сдались и по сей день ищут возможности помешать нормализации армяно-азербайджанских отношений - на днях они достали из архива проект "Русской общины Карабаха".
Как Ереван, так и остатки фейкового режима "НКР", созданного Арменией на землях Азербайджана, понимают, что полная реинтеграция Карабаха в культурную и государственную жизнь Азербайджанской Республики - это вопрос времени. Тем не менее, они и их спонсоры в диаспоре продолжают придумывать все новые способы ударить по Баку, в особенности по российско-азербайджанским отношениям. К примеру, сегодня сепаратисты в Ханкенди незаконно выдали русскому языку "официальный статус", что прежде мотивировалось актерами фейкового режима наличием в регионе большого числа российских миротворцев - политический характер идеи налицо. Уже когда об этом заговорили впервые, сразу же возник вопрос: если русский язык так важен карабахским сепаратистам, почему его "статусом" занялись только после Карабахской войны? Со всей очевидностью, ответом было и остается желание армянских националистов на послевоенном этапе как-либо использовать "русский фактор" против мирных процессов на Южном Кавказе.
Поэтому недавно они и совершили следующий ход - озвучили тему "Русской общины Карабаха". В армянских и некоторых русскоязычных СМИ появились сообщения о проведении "Совета русской общины Карабаха", на котором было сделано заявление о необходимости единства русских и армян Карабаха и о защите от Азербайджана православного наследия на азербайджанских землях. Рычаги давления здесь - слова о русском народе и православии - рассчитаны на неинформированного читателя, а простая проверка фактов показывает нехитрую ложь армянских националистов, решивших попробовать такие рычаги применить.
Начнем с того, что в зоне ответственности российских миротворцев нет как таковой русской общины. По переписи 1989 года там проживало 1900 русских, и почти все они покинули регион во время войны в начале 90-х. В том же заявлении утверждается, что в Карабахе живет 1500 русских, но кто эти люди и откуда они там взялись? В абсолютном большинстве пропагандистских материалов об оправданности оккупации азербайджанских территорий войсками Армении они не упоминаются. Идеологи армянского национализма ничего не говорят о русских в Карабахе, только об армянах. Сам проект "Русская община Карабаха" появляется в информационном поле лишь раз в несколько лет в единичных публикациях и вновь исчезает. Даже сторонники оккупации Карабаха в России, ищущие любые пути объяснить преступное поведение Еревана на азербайджанской земле, похоже, ничего не знают о такой "общине".
По всей видимости, это неудачный проект кого-либо из числа армянских националистов, который он время от времени пытается реанимировать без особого успеха. Тем не менее, проявление его активности именно сейчас и именно в контексте призывов к защите православного наследия в зоне ответственности российских миротворцев не может не обращать на себя внимание. Увидев, что после завершения Карабахской войны факты уничтожения и арменизации православных храмов армянскими оккупантами получили широкую огласку, совершившие эти кощунства преступники теперь пытаются переложить ответственность на Азербайджан. При этом расчет по-прежнему идет на то, что никто не будет проверять факты.
В качестве примера в статье об этом заявлении использована казачья православная церковь в Ходжавендском районе, переименованная в "Геворгаван". "В Азербайджане часто утверждают, что храм находится в негодном состоянии. Между тем, Управлением по защите исторических памятников Карабаха разработан план реставрации церкви Преображения Господня. Очередь до нее пока не дошла", - написал автор материала Артем Ерканян.
"Негодное состояние храма" - мягко сказано. Если обратить внимание на фотографии этого храма Преображения Господня, сделанные в 1988 году, до оккупации Ходжавендского района войсками Армении, то можно невооруженным глазом увидеть, что советский период он прожил в отличном состоянии, кровля и решетки на окнах были в сохранности. Однако то, что не сделала боровшаяся с религией советская власть, сотворили оккупанты, называющие сегодня себя защитниками христианства на Южном Кавказе: разрушили кровлю и фронтон храма, спилили и увезли железные решетки, повредили западный фасад и осквернили стены, нацарапав на православной святыне свои имена. Руководство Армении, несомненно, знало об этом, поскольку недалеко от церкви стояла оккупационная инфраструктура армянской армии, однако ничего не делало, чтобы спасти этот памятник православия от вандалов, должно быть, надеялось, что об этом не узнает никто другой.
Осквернение этого храма уже получило должную оценку со сторону православного духовенства. "Они на протяжении 30 лет говорили, что они христиане, но вы сами видите [состояние храма]. Это не по-божески", - заявил побывавший на руинах церкви священник РПЦ Денис Сотников.
За годы оккупации Карабаха акту вандализма подверглась и другая православная церковь - Храм Иоанна Крестителя (Предтечи) в Шуше. С него сняли купол, а с колоколен убраны маковки - они заменены атрибутами армянской церкви, являющейся, с точки зрения православия, одной из сект монофизитской ереси. Арменизированную церковь назвали Канач Жам. Когда сегодня сторонники оккупации Карабаха требуют защиты христианского наследия в бывшей оккупационной зоне, на самом деле они говорят о защите их преступлений против подлинного религиозного-культурного облика Южного Кавказа от разоблачения.
Что характерно, заявление "Русской общины Карабаха" заканчивается сеансом саморазоблачения, когда ее "члены" осуждают русскую общину Азербайджана за поддержку восстановления исторического облика православных церквей и пытаются представить ее марионеткой Баку. Русские живут в Азербайджане совершенно свободно и имеют равные права со всеми другими национальностями единого азербайджанского народа, являются патриотами своей страны, русские солдаты и офицеры воевали на фронтах Карабахской войны наравне со всеми и добились победы над оккупантами. Только неспособные представить мирную жизнь в многонациональном государстве националисты могут фабриковать такие обвинения якобы "от русских к русским", оскорбляя тем самым сто тысяч русских людей за их происхождение и гражданство.
Напомним также, что все христианские, в том числе православные святыни на территориях Азербайджана, не затронутых 30-летней оккупацией, находятся в великолепном состоянии. Все желающие могу посетить республику и увидеть своими глазами, насколько красивы местные православные церкви, и поговорить с прихожанами, чтобы узнать правду о жизни православия на азербайджанской земле. Что касается русского языка, то сегодня он популярен в Азербайджане как никогда, свыше трех сотен русских школ и ежегодный ажиотаж на места в русском секторе обучения азербайджанских вузов говорят сами за себя.
В итоге, эти призывы к "защите православных церквей" и "отстаиванию прав русскоязычного населения Нагорного Карабаха" говорят лишь об одном: "Русская община Карабаха" - очередной фейк, нацеленный на подрыв российско-азербайджанского стратегического партнерства. Прикрываясь словами "русские" и "православие", идеологи армянского национализма пытаются расположить к себе общественное мнение России, сыграть на чувствах русских патриотов и православных христиан, чтобы оказать давление на официальную Москву и добиться хоть каких-то шагов против исполнения ноябрьского Заявления России, Азербайджана и Армении о прекращении Карабахской войны.
Провокации подобные той, о которые мы рассказали, были и раньше, но все они оказались безрезультатны. Руководство России сохраняет трезвую оценку своих интересов на Южном Кавказе. Нейтралитет РФ при восстановлении территориальной целостности Азербайджана лишний раз доказывает признание Москвой суверенитета Баку над всеми азербайджанскими территориями.