Экономический ущерб на ранее оккупированных территориях Азербайджана часто упускают из виду, говоря об армяно-азербайджанском конфликте. По оценке ООН, экономический ущерб составляет около $53,5 млрд. По окончании боевых действий ООН должна создать комиссию для рассмотрения претензий о возмещении ущерба, нанесенного инфраструктуре и собственности почти 800 000 внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
К такому выводу приходит специалист в области международного права и государственного управления, советник по правовым вопросам и корпоративному управлению в Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР/SOCAR) Нурлан Мустафаев в статье Reparations And Economic Justice For IDPs: Essential For Success Of Settlement Of Armenia And Azerbaijan Conflict для Eurasiareview. По его мнению, экономическая справедливость так же важна, как и другие ключевые вопросы для установления мира между двумя странами.
Сейчас Армения вернула оккупированные районы вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, и Баку проводит комплексную оценку материального и морального ущерба. Азербайджан будет добиваться от Армении возмещения экономического ущерба, нанесенного ранее оккупированным территориям. Предварительные оценки колеблются от 53,5 до 100 млрд долларов. Исход этой предстоящей правовой и политической битвы будет иметь значение не только для Армении и Азербайджана, но и для всего региона Южного Кавказа, который за последние 30 лет пережил многочисленные конфликты, разрушение инфраструктуры и уничтожение личного имущества.
Одним из ключевых становится вопрос о возмещении экономического ущерба на ранее оккупированных территориях и о выплате компенсации ВПЛ, потерявшим свое имущество в результате оккупации. В 2000 году в Докладе о человеческом развитии ООН ущерб был оценен в размере $53,5 млрд: оценка включает ущерб, нанесенный оккупированным городам, районам и деревням; число ВПЛ, убитых и раненых и связанные с этим расходы; утрату промышленности, инфраструктуры, плодородных сельскохозяйственных земель, вырубленных лесов и т. д. В 2005 и 2010 годах миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по установлению фактов на оккупированных территориях Азербайджана представили очевидные доказательства катастрофических последствий нагорно-карабахского конфликта. Они обнаружили, что ряд городов и сел, существовавших до конфликта, заброшены и лежат в руинах. В 2008 году Генассамблея ООН приняла специальную резолюцию ”Положение на оккупированных территориях Азербайджана”, в которой подтвердила экономический ущерб и проводимую политику незаконных поселений на этих территориях.
В качестве иллюстрации такого прискорбного положения вещей можно привести слова известного британского эксперта по карабахскому конфликту Томаса де Ваала, ставшего свидетелем обширных разрушений в азербайджанском городе Агдам и назвавшего его ”маленькой Хиросимой”. Американский дипломат, который был свидетелем тех же сцен в городе Агдам, назвал его ”крупнейшим складом на планете”, поскольку все здания на оккупированных территориях были разобраны армянами на строительные материалы. Для такой небольшой страны, как Азербайджан, экономические и социальные издержки оккупации огромны, и с 1994 года эта проблема продолжает оставаться реальным препятствием на пути экономического и человеческого развития Азербайджана.
Как ни странно, вопрос о возмещении ущерба и компенсации ВПЛ не получил должного внимания на мирных переговорах за последние 26 лет. Он не был включен в качестве одного из главных в рамки ”Основных принципов”, мирного пакета урегулирования, предложенного Минской группой ОБСЕ для всеобъемлющего разрешения конфликта. Учитывая масштаб экономического ущерба и количество потенциальных истцов, возмещение ущерба должно стать одним из основных принципов всеобъемлющего урегулирования между сторонами в будущем. В противном случае более 800 000 ВПЛ окажутся уязвимыми, не получив компенсацию. Это может значительно задержать их возвращение и восстановление ранее оккупированных территорий. Армения должна нести ответственность за экономические последствия своих незаконных действий на деоккупированных территориях Азербайджана.
Не существует механизма для компенсации экономического ущерба в результате конфликтов, обеспечивающего соблюдение на международном уровне. Ни Азербайджан, ни Армения не признали юрисдикцию Международного суда ООН по рассмотрению подобных межгосударственных претензий. Однако на европейском уровне ответственность Армении за имущественный ущерб азербайджанским ВПЛ была признана Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) в его знаменательном деле "Чирагов и другие против Армении", где суд обязал Армению выплатить компенсацию за нарушение права собственности семи азербайджанских курдских семей, которые были изгнаны из Лачинского района, захваченного Арменией в 1993 году. Семья Чираговых лишь одна из примерно 150 000 зарегистрированных в Азербайджане владельцев собственности из числа ВПЛ, потерявших свое имущество из-за оккупации Армении в 1991 -1994 годах. Однако возмещение ЕСПЧ материального и морального ущерба ВПЧ значительно ограничено и не распространяется на общую инфраструктуру, разрушенную или присвоенную во время конфликта.
Таким образом, учитывая обширный масштаб имущественного ущерба и количество потенциальных заявителей, оцениваемых более чем в миллион, ООН должна создать международную комиссию по имущественным и инфраструктурным претензиям, возникшим в результате армяно-азербайджанского конфликта, аналогично Компенсационной комиссии ООН для Ирака и Кувейта. Комиссия обеспечила компенсацию в размере более $50 млрд за ущерб, нанесенный экономике и гражданам Кувейта в 1990–1991 годах. Учитывая такой богатый институциональный опыт и правовые прецеденты, создание специализированной международной комиссии для рассмотрения требований о компенсации за инфраструктуру и права личной собственности ВПЛ как из Азербайджана, так и из Армении могло бы обеспечить более эффективное и своевременное решение этого критического вопроса. В отсутствие действенного международного механизма компенсации будет чрезвычайно трудно продвигать переговоры между двумя странами с целью достижения всеобъемлющего и прочного мира.
Для такой небольшой страны как Азербайджан затраты на реконструкцию физической инфраструктуры - коммунальных служб, дорог, жилья, школ, медицинских учреждений, энергетики и телекоммуникаций, правительственных зданий - на деоккупированных территориях непомерно велики, несмотря на доходы от нефти. Существует острая необходимость в обновленной оценке ущерба со стороны Агентства ООН или ЕС по реконструкции и значительной международной гуманитарной и финансовой помощи Азербайджану.
Отсутствие ответственности государства за нанесение ударов по гражданской инфраструктуре в конфликтах в прошлом создало ощущение безнаказанности в таком нестабильном регионе, как Южный Кавказ. Результат истребования Азербайджаном репараций и судебных исков против Армении за ущерб на деоккупированных оккупированных территориях, исчисляемый миллиардами долларов США, может создать положительный прецедент для усилий по послевоенному восстановлению, а также стать эффективным сдерживающим фактором для всех государств в этом нестабильном регионе в будущем.