Соединенные Штаты приняли решение о санкциях против своего союзника по НАТО - Турции. Под давлением Конгресса США президент Дональд Трамп ввел санкции в отношении Управления оборонной промышленности Турции в рамках закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA). "Санкции в связи с покупкой ею российских систем ПВО С-400 негативно повлияют на совместную деятельность в рамках НАТО, Анкара ожидает от Вашингтона пересмотра этого решения", - заявил глава минобороны республики Хулуси Акар.
"В контексте С-400 есть ряд факторов — политические, военные, экономические, технические. Вот в рамках этих факторов мы продолжаем действовать, как и планировалось изначально, - сказал Акар. Но несмотря на не слишком суровый характер санкций, есть вероятность их расширения. Однако сейчас важно, что теперь у новой администрации США есть возможность восстановить отношения с Турцией, пишет глава Фонда политических, экономических и общественных исследований (SETA) Бурханеттин Дуран в материале Turkey: Sanctioned by the US, praised by Russia для "Сабах". Факт введения санкций вразрез с духом союзнических отношений важнее их содержания. Нет причин беспокоиться о том, что Вашингтон примет дополнительные меры, до того как администрация Джо Байдена выработает последовательную политику в отношении Турции. Причем позиция США в отношении организации оппозиционного проповедника Фетхуллы Гюлена (FETO) вряд ли изменится, ожидается, что на передний план выйдут Сирия, РПК/YPG и Восточное Средиземноморье.
Однако главный вопрос заключается в том, какова будет политика Джо Байдена в отношении Турции и президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Мы получим ответ на этот вопрос только через несколько месяцев. Но новый президент США должен понять, что положение Турции изменилось со времен второго срока Барака Обамы. Это понимание будет иметь решающее значение для положительного влияния на отношения Турции и США. В настоящее время Анкара обладает гораздо большим влиянием в ряде стратегически важных регионов. Примерами этого могут служить два недавних события: слова президента России Владимира Путина об Эрдогане в ходе ежегодной пресс-конференции, а также визит премьер-министра Ирака в Турцию. Неслучайно российский лидер назвал своего турецкого коллегу "человеком слова, который пойдет за свою страну до конца". Владимир Путин понимает, что истинная цель введения санкций Вашингтоном - препятствовать распространению российских вооружений на мировом рынке. Конечно, в Москве не хотели бы, чтобы Турция отказалась от решения о покупке системы С-400. Анкара, в свою очередь, сдержит обещания, но при этом попытается найти способ помешать этой покупке поставить в тупик ее отношения с Вашингтоном.
Если администрация Байдена нацелится на Москву, двусторонние отношения между Турцией и Россией могут подвергнуться испытанию, отсюда и повышенный интерес Путина к работе с Эрдоганом. Российский лидер не возражал против увеличивающегося влияния Турции на Южном Кавказе, поскольку Анкара внесла серьезный вклад в победу Азербайджана в Нагорном Карабахе. Невольно задаешься вопросом, почему же президент Франции Эммануэль Макрон не может оценить реализм, демонстрируемый Путиным применительно к работе с Турцией. Пока неизвестно, проявит ли Байден, вопреки своим заявлениям, прагматизм и сможет ли здраво оценить "фактор Эрдогана".
На прошлой неделе президент Турции также провел важную встречу с премьер-министром Ирака Мустафой аль-Казыми. Политика иракского правительства и курдских игроков в северном Ираке в отношении Рабочей партии Курдистана (РПК) вступает в новую эру. РПК стала серьезной угрозой для Ирака, провоцирующий насилие и конфликты. Обсуждается еще более обширное сотрудничество между Анкарой и Багдадом в этой сфере. Однако двусторонняя повестка дня не ограничивается борьбой с терроризмом. Все более частые визиты в том числе связаны со стабилизацией обстановки в Ираке и восстановлением страны. В то же время в правительстве Ирака учитывают возможность того, что что соперничество США и Ирана в Ираке вступит в новую фазу, в которой Анкара может иметь стабилизирующее влияние.
Не стоит обращать внимания на утверждения о том, что Турция изолирована и не имеет союзников. За последние годы страны региона и ее соседи пришли к пониманию важности сотрудничества с Анкарой. Азербайджан вышел победителем из 44-дневной войны с Арменией в том числе благодаря сотрудничеству с Турцией, которая также провела успешные операции в Сирии и Ливии, помогая Катару в условиях блокады. В Ираке тоже в курсе этой новой реальности.