Прошедшая неделя стала «моментом истины» в затянувшейся истории с возвращением грузинского вина на российский рынок. Похоже, что последние преграды вот-вот падут и, вероятнее всего, к лету - «Хванчкара» и «Киндзмараули», теперь уже вполне легально, окажутся на прилавках московских магазинов.
Тем временем главный «дегустатор» и «критик» Геннадий Онищенко заявил, что получил приглашение посетить Грузию. "Что касается конкретной даты визита, то не исключаю, что может произойти в обозримо короткое время", - объявил Онищенко 9 марта. Приглашение посетить Грузию было получено во время визита в Москву католикоса-патриарха всея Грузия Илии II. Дата визита, впрочем, пока что не сообщается и, судя по всему, будет зависеть от развития политической ситуации в самой Грузии. А она движется по сложной траектории.
Очевидно, что встреча президента и премьера не дала сколько-нибудь реальных результатов. По крайней мере, оценки Иванишвили были крайне сдержанны. "Я трижды напомнил Саакашвили, что эта встреча состоялась по его инициативе и попросил его сформулировать то, что он хочет сказать, и в конце концов я сделал такое заключение. Его первым требованием было - чтобы я освободил грузинские СМИ от всякого давления. Вторым его требованием ко мне было освобождение суда. А третье я так и не понял, хотя в конце концов мы все же сформулировали, что я должен прекратить массовое преследование и насилие над людьми", - сообщил Иванишвили представителям СМИ.
Безрезультатность переговоров между старой и новой властью, естественно, приводит к росту тревожных ожиданий у населения Грузии. Многие жители страны обеспокоены перспективой новой фазы противостояния, беспорядками в крупных городах. Бидзина Иванишвили, в свою очередь, публично заверил, что он является личным гарантом сохранения стабильности в Грузии и, в тоже время, выразил убежденность в невозможности возвращения к власти старой президентской команды и старых порядков.
Впрочем, у Саакашвили есть такой ресурс, на который пока еще не может опереться грузинский премьер. Речь идет о поддержке позиций президента Грузии со стороны влиятельных европейских лоббистов. На минувшей неделе еще одним доказательством «мобилизации» сторонников Саакашвили стало письмо за подписью 23 членов Европарламента к премьер-министру Грузии Бидзине Иванишвили “Не рушьте национальную мечту Грузии”. Как отмечено в обращении евродепутатов, ситуация в Грузии становится тревожной. Евродепутаты требуют от премьер-министра Грузии прекратить оказание давления на суд, Письмо было опубликовано одним из членов Европейской народной партии, польским евродепутатом Кшиштофом Лисеком на Твиттере и его официальной веб-странице.
Становится понятно, почему Михаил Саакашвили и Бидзина Иванишвили уделяют столь серьезное внимание зарубежным визитам, прежде всего, встречам с руководством стран региона - это ведь также один из инструментов усиления собственных позиций на внутриполитической сцене.
Другой вопрос, что, как в случае известных заявлений президента Грузии после вояжа в Баку, некоторые оценки, озвученные Михаилом Саакашвили создают головную боль для гостеприимных хозяев и неизвестно, насколько вовлеченность Баку и Еревана в грузинский внутриполитический контекст способствует укреплению двусторонних отношений.
На прошедшей неделе в центре внимания СМИ оказался визит министра обороны Ираклия Аласания в Ереван. Министр, как и ожидалось, метал громы и молнии в сторону российских военных объектов на территории Южной Осетии и Абхазии, но был предельно сдержан в оценке регионального значения российской базы в Гюмри. "Мы убеждены, что армянская сторона не позволит, чтобы эта база была использована во вред интересам Грузии", - сказал глава Минобороны. Эта фраза стала предметом экспертных комментариев в Москве, Ереване, Баку, Тбилиси. Каждый аналитик прочитал между строк что-то свое, а получилось - в общем, понимай, как знаешь...
В Армении все самое интересное, похоже, только начинается. Судя по всему, после завершения президентской кампании стартовала гонка за кресло премьер-министра. И не факт, что нынешний глава правительства сумеет сохранить свой пост. Так, например, одно из армянских СМИ запустило в медиа-пространство любопытную версию кулуарного торга вокруг еще одного претендента - Карена Карапетяна. «Грапарак» утверждает, что вопрос назначения Карена Карапетяна на пост премьер-министра связан с армяно-российскими переговорами о цене на газ: «Уполномоченные круги в переговорах поставили условие, чтобы Карапетян вернулся в Армению и был назначен на пост премьер-министра, только если будет способствовать снижению цены на российский газ».
Действительно, визит Сержа Саргсяна в Москву может пролить свет на перспективы двусторонних отношений не только в военно-политической сфере, но и с точки зрения экономических перспектив Армении, которые кажутся не столь уж радужными. Будет ли на переговорах стоять вопрос о взаимодействии с евразийским интеграционным проектом пока не ясно, но заявление Путина о возможности введения визового режима с 2015 года для стран не входящих в евразийский проект должно взволновать не только Узбекистан или Молдову, но и Армению. По причинам вполне понятным.
Впрочем, уже в ближайшее время (5 мая) Армению ожидают новые выборы - Совета старейшин Еревана. Не факт, что республиканцы сумеют одержать победу, особенно с учетом того, что неожиданный успех Ованнисяна все еще раскручивается по полной программе. Пока что известны только вводные данные - список Республиканской партии на этих выборах возглавит столичный мэр Тарон Маркарян. В «Процветающей Армении» обсуждалась кандидатура сына второго президента Седрака Кочаряна, но 9 марта было объявлено, что список возглавит экс-глава МИД Армении Вардан Осканян. Армянский национальный конгресс в выборах не примет участия.
Что касается Раффи Ованнисяна, то он продолжает существовать в параллельной вселенной. В то время как власти живут по новому политическому календарю, лидер партии «Наследие» все еще полагает, что выборы не закончены. Так, представители Ованнисяна, подали в Конституционный суд Армении иск с требованием «признать недействительными опубликованные ЦИК фальшивые цифры» и «зафиксировать и закрепить реальные результаты» выборов. Пресс-секретарь партии «Наследие» Овсеп Хуршудян прояснил ситуацию: «Иск был подан, поскольку для этого есть все правовые основания и Раффи Ованнисян заявил, что он будет бороться правовым путем. Полиция запретила сторонникам партии «Наследие» приближаться к зданию КС, мотивируя это тем, что они «могут препятствовать нормальной работе Конституционного суда».
Понятно, что Ованнисян будет делать все для того, чтобы его успех на выборах приобрел «долгоиграющий характер». Но подобная схема действий ограничена по временному ресурсу. А выйти за пределы выборной повестки дня лидер партии «Наследие» едва ли сумеет. Как абсолютно справедливо отметил в интервью «Вестнику Кавказа» армянский эксперт Арутюн Месробян, «если в команду Ованнисяна войдут люди, занимавшие с 1991 года какие-то ключевые посты и влияющие на принятие политических решений, люди привыкшие работать в системе год от года становящейся неэффективной, это будет означать бесперспективность движения. Пока команда Ованнисяна не сформирована, оценивать перспективы последних протестных процессов рано».
В Азербайджане на прошедшей неделе солировал посол США в Баку Ричард Монингстар. Главное не то, что именно сказал опытный дипломат, а то, что его устами Вашингтон вновь обозначил свой интерес к урегулированию конфликта в Карабахе. Осталось понять, в чем именно заключается «новая фишка» Белого дома. "Знаю, есть разочарования процессом в рамках Минской группы, но я тоже хочу задаться вопросом: так ли важен формат переговоров? Действительно важным моментом является наличие у сторон политической воли для достижения окончательного урегулирования. В любой ситуации должно быть проявлено конструктивное отношения к очень сложным вопросам", сказал Монингстар. Переливание из пустого в порожнее, тоже, как говорится, метод. По крайней мере, хорошо уже то, что Морнингстар публично заявил - у США нет планов размещения в Азербайджане военных баз. Конечно, как всегда бывает в американской политике, возможны варианты, но, похоже, что посол на этот раз не лукавил. Есть ощущение, что накануне выборов в Иране, Госдепартамент пытается варьировать свои действия в регионе.
А Тегеран, между тем, почувствовав, что ветер переменился, пытается прессинговать своих извечных врагов - США и Израиль. По крайней мере, заявления посла Ирана в Азербайджане были выдержаны в духе советской пропаганды андроповского периода. Чего стоят обвинения в создании и финансировании Аль-Каиды. Ну, а посол Ирана в Азербайджане заявил 6 марта, что израильские СМИ пытаются подорвать ирано-азербайджанские отношения, преувеличивая азербайджанские связи с "оккупационным режимом в Иерусалиме".
С одной стороны, Азербайджану выгодно находится в центре пересечения интересов ведущих региональных и внерегиональных сил - пространство для маневра становится намного шире. Но, с другой стороны, все нарастающее информационное давление накануне президентских выборов в самом Азербайджане порождает дополнительные риски, которых в Баку, естественно, хотели бы избежать.
Южный Кавказ за неделю (4 марта – 10 марта)
Алексей Власов
15125 просмотров