Руководитель фонда диалога и образования Эркан Каракоюн на протяжении долгого времени играл важную роль в турецкой общине Берлина, содействуя развитию диалога между мусульманами и немцами других вероисповеданий. Теперь он старается избегать многолюдных улиц, где живут турки. Каракоюн говорит, что получил шесть писем с угрозами по электронной почте и на Facebook. В одном из них сказано: "Мы знаем, в какую школу ходит ваша дочь". Каракоюн возглавляет Фонд диалога и образования в Германии, движение, которое поддерживает Фетхуллаха Гюлена, клирика, живущего в США и обвиняемого Турцией в попытке переворота в июле. Фонд работает в Германии в течение многих лет. Он имеет в стране более 150 учебных центров, 30 школ, признанных правительством и около 10 проектов межконфессионального диалога. Организация уже давно рассматривается как умеренная исламская группа, хотя ее и критикуют из-за отсутствия прозрачности.
Эркан Каракоюн
Среди трехмиллионного турецкого сообщества в Германии растет напряженность после неудачной попытки переворота. Диаспора разделилась на сторонников президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его противников. Раскол отображает тенденции, которые в настоящее время преобладают в Турции между сторонниками Эрдогана и двумя другими группами - последователями Гюлена и этническими группами курдов.
Каракоюн говорит, что отношения со сторонниками Эрдогана были напряженными в течение нескольких лет, но ситуация вышла из-под контроля после попытки переворота: "Охота на ведьм, проводимая Эрдоганом в Турции против сторонников Гюлена, теперь ведется и здесь".
Уже поднят вопрос о том, что турки, некоторые из которых живут в Германии в течение многих десятилетий, не были достаточно интегрированы. Противоречия углубили скептицизм в отношении мигрантов, когда канцлер Ангела Меркель объявила политику "открытых дверей". Теперь правительство Германии испытывает определенные политические затруднения. Несмотря на озабоченность по поводу прав человека в Турции и подавление оппонентов после неудавшегося переворота, Берлину необходима помощи Анкары, чтобы остановить поток мигрантов.
Курдский марш
Еще один повод для беспокойства - марш, который левые группы и курды, составляющие одну треть турецких мигрантов, планируют провести в Кельне. Он будет ответом на запрет проведения ежегодного курдского фестиваля. Запрет разозлил курдов, особенно учитывая тот факт, что сторонникам Эрдогана разрешили провести митинг в Кельне 31 июля. Напряжение возросло, когда Высший суд Германии запретил Эрдогану выступить по видеосвязи. Сотрудники службы безопасности обеспокоены тем, что сторонники Эрдогана могут выйти на улицы, выступив против марша курдов, в котором, как ожидается, будут участвовать 30 тыс. человек, что может привести к насилию. Также есть опасения в том, что германские турки, только что вернувшиеся из летнего отпуска на исторической родине, были проинформированы средствами массовой информации, критикующими немцев, заговорщиков и курдов. "Мы не можем позволить этому конфликту проникнуть на немецкую землю. Мы должны обратить особое внимание на те случаи, когда давление оказывается на немцев турецкого происхождения", - сказал Никола Беер, генеральный секретарь Либертарианской свободной демократической партии Германии. Лидеры общины говорят, что среди молодых турок на протяжении долгого времени распространяется мнение о том, что их избегают в германском обществе. Это вынуждает их перенимать политические настроения своей родины, о которой они едва знают. "Так как молодые турки плохо информированы о событиях в Турции, многие из них начинают ей сопереживать, - говорит психолог Казим Эрдоган, однофамилец президента Турции. - Атмосфера в турецкой общине Германии полностью отравлена".
В социальных сетях появились списки предприятий, "прикрывающих" Гюлена, а также призывы к бойкоту их товаров или услуг. "Мы выдворим эти параллельные силы и их приспешников", - гласит одно сообщение, в котором перечислено более 20 фирм в районе Штутгарта. Турецкие чиновники говорят, что опасения немецкого правительства в отношении напряженности в турецкой общине преувеличены, и большинство турок в Германии поддержали Эрдогана после переворота. По данным Организации турецких общин Германии, 60% германских турок проголосовали за ПСР на последних национальных выборах.
Вопросы интеграции
Министр труда и общественных дел Германии Андреа Налес после встречи с турками в берлинском районе Кройцберг, что ситуация "разъединяет семьи". Правительственные чиновники обеспокоены ролью, которую играет Турецко-исламский союз по делам религий (DITIB), действующий через 900 ассоциаций, расположенных по всей Германии. Большинство из них представлены мечетями с имамами, которые приехали из Турции. "DITIB используется для распространения мнения турецкого правительства в Германии", - считает заместитель министра внутренних дел и член консервативной партии Меркель Оле Шредер. Левые и правые политики хотят уменьшить влияние DITIB, и многие из них, в том числе Шредер, призывают группу прекратить принимать клерикалов, которые обучаются в Стамбуле. DITIB опроверг сообщения о том, что им руководит турецкое правительство и что союз создает угрозы для Германии. Меркель призвала турок Германии показать свою "лояльность по отношению к нашей стране". Этот комментарий разделил ее правящую коалицию и указал на растущее беспокойство в связи с напряженностью внутри турецкого сообщества, а также на влияние Анкары.
Напряженность в отношениях с Анкарой возросла, когда парламент Германии принял резолюцию, в которой признал массовые убийства армян в 1915 в Османской империи геноцидом. Разногласия усилились, когда правительственный отчет в августе назвал Турцию центром для исламистских групп. Согласно правительственным данным, четверть из 850 боевиков, которые покинули Германию, чтобы бороться на стороне ДАИШ, имеют турецкое происхождение.
Член Социал-демократической партии в Бундестаге Канзел Кизилтепе считает, что ситуация показала неспособность Германии осуществить какую-либо значимую политику в отношении интеграции до начала 2000-х: "Когда люди не интегрированы, они не чувствуют свою принадлежность к стране. Они становятся восприимчивыми, когда приходит кто-то, кто показывает свою силу и пытается настроить людей против большинства".