Неделю назад кресло премьер-министра Армении занял член правящей Республиканской партии Армении (РПА) Карен Карапетян. Ранее он работал на должности генерального директора ЗАО "АрмРосгазпром, затем на должности мэра Еревана (2010-2011), а в последние годы занимал пост заместителя генерального директора по стратегии и развитию компании "Газпром". Наблюдатели отмечают профессионализм и новаторский дух нового премьера, называя его хорошим менеджером.
Карапетян пообещал в ближайшее время представить двухэтапную программу развития. Первый этап предусматривает быстрые изменения, которые смогут в какой-то мере вернуть доверие общества к власти, а второй этап нацелен на долгосрочное развитие страны. Премьер заявил, что правительство будет формироваться на профессиональной основе: "При формировании правительства партийная принадлежность будет играть роль только в том случае, если этот кандидат–профессионал". Премьер пообещал бороться с коррупцией, монополиями и другими негативными явлениями. Подобные обещания давали его предшественники. Куда важнее заявление премьера о том, что ситуация в экономике является очень тяжелой. В политической культуре Армении уже давно не принято делать такие откровенные заявления.
Овик Абрамян в ходе своей прощальной речи говорил о достижениях правительства. Ранее ему было запрещено критиковать политику предшественника Тиграна Саркисяна, который оставил очень тяжелое наследство.
Овик Абрамян и Тигран Саркисян
Теперь в центре внимания аналитиков находятся кадровые вопросы. Эксперты считают, что власти, в первую очередь президент, напуганные действиями вооруженной группировки "Сасна црер" ("Сасунские храбрецы"), которая захватила летом территорию полка патрульно-постовой службы в Ереване, пытаются руками премьера провести большую кадровую "чистку". Ожидается, что "чистка" может смягчить накопившиеся у граждан недовольство и накануне выборов в парламент значительно оздоровить атмосферу в обществе.
СМИ сообщают, что в правительстве ожидается настоящий кадровый погром, поскольку президент дал премьеру полную свободу действий, обезопасив от кадровых перестановок лишь главу МИД и силовиков. Сам президент заявил, что в ближайшем будущем произойдут существенные изменения.
Поначалу муссировались слухи о возможной отставке министра обороны Сейрана Оганяна и назначении его на должность генерального секретаря ОДКБ. Но Оганян опроверг эти сведения, заявив, что не собирается работать в какой-либо международной организации.
Сейран Оганян
По сведениям оппозиционных источников, кроме МИД и силовых ведомств кадровые "чистки" не затронут министра культуры Асмик Погосян и министра по вопросам диаспоры Грануш Акопян.
Асмик Погосян и Грануш Акопян
Острие перемен будет направлено на экономический блок. Наиболее активно комментируют "утечки" информации представители партии АРФ "Дашнакцутюн", которые, судя по заявлениям, очень обеспокоены грядущими кадровыми изменениями. Члены АРФД изначально утверждали, что партия сохранит все свои портфели. Но в последние дни глава одноименной парламентской фракции Армен Рустамян выразил недовольство поведением нового премьера, который усомнился в компетентности министра экономики, представителя АРФД Арцвика Минасяна.
Арцвик Минасян
В конце прошлого года тогда еще оппозиционная АРФД начала дрейф в сторону власти. По итогам переговоров между АРФД и президентом, 24 февраля было подписано Соглашение о политическом сотрудничестве, которое обозначило сферы и основные подходы взаимодействия двух партий. Президент произвел ряд назначений на министерские посты. Министром территориального управления стал Давид Локян, министром науки и образования - Левон Мкртчян, а министром экономики - Арцвик Минасян. Все трое представители партии АРФД. Помимо министерских портфелей, АРФД получила посты шести заместителей министров и должности руководителей некоторых областей.
Вопрос будущего министров от АРФД остается открытым. Одни эксперты говорят, что дашнакам, которые с таким трудом стали частью власти, удастся избежать кадрового погрома; другие не исключают, что президент может позволить Карапетяну уволить министров от этой партии. Мало кто верит в то, что назначение нового премьера может изменить ситуацию, ведь проблемы в Армении системные. Возможно, изменения в экономической политике не будут носить желаемого масштаба и глубины, но прогресс в каком-то блоке вопросов должен быть обеспечен. С нынешней властью вряд ли можно связывать серьезные надежды на перемены, но уже очевидно, что время имитаций прошло.