Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, выступая на VII саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркском совете) в Баку заявил о необходимости эффективно использовать потенциал новой железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Этот проект на Южном Кавказе изначально преподносился как "третий проект века". Однако в отличие от двух первых – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум – он вызывал ряд вопросов в плане рентабельности и целесообразности в целом, в том числе политической.
Узбекистан впервые принял участие в Тюрксом совете в качестве полноправного члена региональной организации. Как отметил узбекский лидер Шавкат Мирзиеев, Узбекистан как неотъемлемая часть большой тюркской семьи придает большое значение развитию отношений с тюркоязычными государствами. "Еще в первые годы независимости Узбекистан выдвинул инициативу "Туркестан – наш общий дом", которая была поддержана тюркоязычным сообществом. Наша страна приняла активное участие в первых саммитах глав государств тюркоязычных стран", – подчеркнул президент. По его словам, самое важное – участие в Тюркском совете полностью отвечает коренным интересам нашего народа. "Сегодня на новый уровень вышли не только наши культурно-духовные связи, но и торгово-экономические отношения. За последние три года объемы взаимной торговли наших стран увеличились почти в два раза. Создано свыше тысячи совместных предприятий, расширяется транспортное сообщение, растет число безвизовых туристических поездок, крепнут узы братства народов", - отметил Мирзиеев.
Узбекский президент обратил внимание участников саммита на вопросы развития малого и среднего бизнеса, которые имеют важное значение для всех государств-членов организации, в том числе для Узбекистана. Он рассказал, что в Узбекистане в последние три года уделяется приоритетное внимание развитию стратегически важной сферы частной собственности и предпринимательства. Теперь ее доля в валовом внутреннем продукте составляет 59%. Именно с развитием малого бизнеса и частного предпринимательства страна связывает свое будущее. "Развитие предпринимательства позволит создавать новые транспортно-коммуникационные сети, логистические центры, тысячи рабочих мест. В этом процессе мы намерены активно использовать опыт развитых стран. Мы считаем своей приоритетной задачей создание самых благоприятных условий для установления прямых, основанных на взаимопонимании и доверии связей между предпринимателями. На выполнение этих задач направлены итоги бизнес-форума делового Совета тюркоязычных государств, прошедшего недавно в Ташкенте с участием более 500 представителей бизнес-сообщества. Мы предлагаем организовать совместные технопарки, инновационные стартап-компании и венчурные фонды. Готовы создать совместный инвестиционный фонд и открыть торговые дома тюркоязычных стран", - подчеркнул Мирзиеев.
Узбекский президент также отметил, что более 40% населения государств-членов Совета составляет молодежь. "Для широкого вовлечения талантливой и образованной молодежи в предпринимательство мы предлагаем в рамках Тюркского совета учредить форум молодых предпринимателей и первое его заседание провести в следующем году у нас в Узбекистане", – сказал Мирзиеев.
Он обратил внимание на реализацию в странах Тюркского совета крупных транспортно-коммуникационных проектов. Их развитие, по словам президента, создаст широкие возможности для выхода товаров на рынки Европы, Китая и Южной Азии через транспортный коридор Центральная Азия-Турция. При этом необходимо более эффективно использовать потенциал новой железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). "Мы заинтересованы в том, чтобы при организации центров транзита и логистики была задействована современная инфраструктура портов Актау, Туркменбаши, Алят, Самсун и Мерсин, а также предлагаем на совместное рассмотрение ответственными организациями наших стран вопроса о предоставлении взаимосогласованных скидок и преференций при транспортировке внешнеторговых грузов по территории стран Тюркского совета", – заявил узбекский лидер.
Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде сказал "Вестнику Кавказа", что Узбекистан уже начал использовать БТК для перевозки своего хлопка и ряда других экспортных товаров. Говоря об эффективном использовании железной дороги, Шавкат Мирзиеев, по мнению эксперта, подразумевал проведение унифицированной политики и создание возможностей для узбекских товаропроизводителей более активно использовать этот маршрут. "Поскольку БТК проходит через несколько стран, то и тарифная политика разнится, например, в отличие от северного маршрута, участниками которого являются Казахстан и Азербайджан. В том случае есть согласование тарифной политики. Узбекистан сегодня пытается использовать другое направление - через Туркменистан. Здесь как раз наблюдается несогласование между туркменскими и азербайджанскими тарифами", – отметил Велизаде. Причина, по мнению эксперта, в том, что Туркменистан не является членом Тюркского совета, поэтому говорить в ближайшем будущем о создании общей тарифной политики сложно.
В рамках совета сотрудничества регионального объединения турецкая сторона предлагала унифицировать таможенные процедуры и тарифную политику. В этом случае для Узбекистана льготные возможности были бы большими, а значит и интерес был бы большим.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что Узбекистан, только что вошедший в состав Тюркского совета, "подкинул" входящим в него странам повестку, которая могла бы стать интересной для всех и приносить отдачу и пользу. Президент Мирзиеев, по сути, перехватывает повестку взаимодействия зон свободной торговли (ЗСТ) СНГ и развития торговых и транспортных отношений Евразии. "Программа председательства Узбекистана в СНГ в будущем году фактически совпадает с теми предложениями, которые узбекский лидер предложил для Тюркского совета", – сказал "Вестнику Кавказа" Караваев. По словам эксперта, набор рациональных предметных предположений всем сторонам Тюркского совета небольшой и лежит на поверхности. При этом, как считает Караваев, взаимодействие в рамках Тюркского совета перекликается с тем, как они каждый по отдельности взаимодействуют с Россией.
"Фактически в этом сообществе (Тюркский совет – "ВК") не хватает одного пазла, который бы объединил все линии этой интеграционной структуры. Этот пазл – Россия", – уверен экономист. Например, российско-турецкие экономические отношения по объему торговли догоняют российско-германские отношения. "С Узбекистаном у России объем торговли второй после Украины. Киев, несмотря на конфликт и войну, уверенно остается лидером в торговле со станами СНГ. А на третьем месте Азербайджан. Это взаимодействие упирается в инфраструктуру, которая используется российскими компаниями, в частности, РЖД. Тем более, что в мае нынешнего года компания РЖД заключила соглашение с турецкими железными дорогами об эксплуатации магистрали и дальнейшего строительства второго железнодорожного пути от границы Грузии до Карса и еще одного терминала", – отметил Караваев. И если бы, по его словам, Россия вошла в региональное объединение, то загрузка БТК вышла бы на плановый уровень. Но здесь есть еще одна проблема – надо достраивать инфраструктуру внутри Турции.