Президент Турции Реджеп Таийип Эрдоган своим очередным заявлением вновь вызвал возмущение немецких политиков и общественности. Напомним, что на пятничной молитве турецкий лидер призвал турок, обладающих гражданством Германии, на приближающихся выборах в Бундестаг не голосовать за возглавляемую Ангелой Меркель партию ХДС. Точно также, им не следует отдавать свои голоса социал-демократам (СДПГ) и "Зеленым". Эти партии, по словам Эрдогана, являются "врагами Турции". Президент посоветовал немецким туркам "поддерживать партии, которые не настроены враждебно по отношению к Турции".
Глава турецкого государства впервые столь открытым образом вмешался во внутреннюю политику Германии. Канцлер Ангела Меркель в ответ заявила, что Германия никому не позволит вмешиваться в процесс формирования общественного мнения в стране. Министр иностранных дел, социал-демократ Зигмар Габриэль назвал высказывание Эрдогана "невиданным вмешательством в суверенитет Германии". Габриэль считает, что турецкий президент "желает настроить людей в Германии друг против друга".
Главный оппонент Ангелы Меркель на предстоящих выборах, лидер социал-демократов Мартин Шульц, написал по этому поводу в своем микроблоге: "Эрдоган потерял всякую меру. И тем больше мы будем на стороне всех тех, кто борется за свободную и демократическую Турцию".
Интересно, однако, какие же немецкие партии, по мнению Эрдогана, туркам поддерживать следует. Примечательно, что сами немецкие турки традиционно предпочитают голосовать на выборах за социал-демократов и "Зеленых" - не в последнюю очередь, из-за их либеральной миграционной политики. Помимо отмеченных Эрдоганом, среди партий, имеющих высокие шансы на прохождение в Бундестаг, остаются "Левые" (Die Linke), Свободные Демократы (FDP) и "Альтернатива для Германии" (AfD).
Партия "Левые" пользуется поддержкой многих выходцев из Турции. Однако речь идет, в первую очередь, о мигрировавших в Германию этнических курдах. Симпатии немецких левых к марксистско ориентированной Рабочей партии Курдистана, официально признанной террористической организацией в ЕС, не является большим секретом. О крайне скептическом отношении Анкары к партии "Левые" можно судить хотя бы по неоднократным отказам Турции депутатам этой партии в возможности посещения расквартированных в Турции солдат бундесвера. Так что, едва ли можно себе представить, чтобы президент Эрдоган стал бы советовать своим сторонникам в Германии поддержать на выборах данную партию.
"Свободные Демократы" (FDP) также не позиционируют себя в качестве партии, хоть сколько-нибудь симпатизирующей нынешнему турецкому правительству. Так, например, в марте этого года председатель FDP Христиан Линднер заявил в эфире общественного телевидения, что "Эрдоган превращает Турцию в исламистскую президентскую диктатуру", а также призвал Европейский союз положить конец переговорам о вступлении в него Турции.
Наконец, "Альтернатива для Германии" (AfD), будучи правой популистской партией с ярко выраженной позицией против мусульман и мигрантов, априори не может считаться "другом Турции" или же основной массы немецких турок. Например, по итогам референдума в Турции в этом году, на котором фактически решался вопрос о переходе страны на президентскую форму правления, сопредседатель AfD Алис Вайдель потребовала, чтобы все немецкие турки, проголосовавшие за конституционные поправки, покинули Германию, поскольку являются "пятой колонной Эрдогана". Член правления партии Георг Пацдерский призвал закрыть религиозную организацию DITIB из-за "шпионажа в пользу Эрдогана". Также AfD выступает за отмену двойного гражданства, что серьезно ударит по интересам сотен тысяч немецких турок, обладающих гражданством обеих стран.
Таким образом, цель призыва президента Эрдогана к немецким туркам не совсем ясна. Ведь ХДС, СДПГ и "Зеленые" относятся к Турции ничуть не хуже, чем "Левые", "Свободные демократы" или "Альтернатива для Германии". Точнее, все эти партии относятся к современной Турции и ее политическому руководству, в целом, одинаково негативно. Среди политических партий Германии, имеющих шансы попасть в новый состав Бундестага, у турецкого руководства друзей нет.