Дебаты по поводу морских границ между прибрежными государствами в Восточном Средиземноморье разразились с новой силой, когда как десять лет назад было объявлено, что регион обладает значительными запасами углеводородов. Как пишет "Сабах" в статье Ankara should maintain interests in East Med with proactive approach, с тех пор образовались новые союзы, главной целью которых было обеспечение максимальной прибыли путем заключения выгодных соглашений. В частности, произошло сближение между Египтом, Израилем, Грецией и администрацией греков-киприотов, которую также поддерживают США. По сути, эта ось пыталась отодвинуть Турцию к ее берегам, лишив ее прав, которыми она обладает в рамках международного права.
"Эти государства вынудили Турцию действовать более активно. Однако Анкара, обладая выгодной позицией, должна спокойно защищать свои права и продолжать размеренную внешнюю политику вместо того, чтобы отвечать на каждый шаг", - говорит ученый из Академии полиции Турции Левент Йылмаз. Остается множество разногласий в отношении Исключительных экономических зон (ИЭЗ), определенных странами, которые дают им право использовать морские ресурсы и заключать международные сделки.
Одним из таких разногласий стал спор между Турцией и греками-киприотами, который усугубился после того, как кипрская администрация в одностороннем порядке назвала 13 районов в Восточном Средиземноморье своими ИЭЗ и разрешила международным нефтяным и буровым компаниям работать там. Анкара ответила на этот шаг, отправив два буровых судна "Фатих" и "Явуз" в Восточное Средиземноморье, чтобы отстоять права Турции и Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) на ресурсы региона.
По словам Йылмаза, продемонстрировав, что Анкара готова усилить свое военно-морское присутствие в Восточном Средиземноморье, проведя военно-морские учения, турецкое правительство доказало решимость защищать свои интересы, и теперь оно должно сохранить положение.
"Есть планы использования греческих островов и Италии для поставки газа, но те, кто озвучивают эти идеи, осведомлены об их нереалистичности", сказал Йылмаз.
Напряженность между Анкарой и греками-киприотами существует уже давно, но в последние годы в юго-восточной части Средиземного моря возник еще один конфликт - между Ливаном и Израилем, которые технически находятся в состоянии войны с 1948 года. Вопреки угрозам Тель-Авива ливанское правительство согласилось создать консорциум с французской Total, итальянской Eni и российской "Новатэк", который начнет разведку ресурсов у побережья к северу от Бейрута уже в декабре. Предполагается, что компании начнут бурение в январе 2020 года, в том числе на девятом блоке – одном из двух, находящихся в оспариваемых Тель-Авивом водах.
Эксперты говорят, что добыча может помочь удовлетворить внутренний спрос, снизив беспокойство по поводу экономических проблем Ливана, экономика которого была разрушена десятилетиями войн и внутренних конфликтов. К тому же, значительно возрос бы экспортный потенциал страны. В этой ситуации Турция, которую также пытались загнать в угол, становится основным кандидатом на потенциальное сотрудничество с Ливаном.
Советник бывшего премьер-министра Ливана Саада Харири Надер Газал считает, что у Турции и Ливана хорошие экономические отношения, и их сотрудничество также может быть расширено и в газовой сфере. "Учитывая возможности и технологии бурения и разведки, которыми обладает Турция, мы можем заключить хорошую сделку, важную для обеих сторон",- отметил Газал.
Как отметил Йылмаз, Турция должна расширять диалог с любыми международными организациями и развивать сотрудничество с такими странами региона, как Ливан и Ливия.