Президент Реджеп Тайип Эрдоган ищет новых союзников, чтобы компенсировать рушащиеся связи Анкары с Вашингтоном, которые достигли критической точки в связи с продолжающимся задержанием американского пастора Эндрю Брансона. Как отмечает Al Monitor в материале Is Washington pushing Turkey and Europe toward each other?, благодаря турецко-американскому кризису Анкара расширяет контакты не только с Китаем и Россией, но и с Европой.
Недавние заявления европейских стран о поддержке Турции, а также телефонные разговоры Эрдогана с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном на прошлой неделе породили надежды на оживление связей между Турцией и ЕС. Отношения Турции с Европой и Соединенными Штатами традиционно характеризовались ”эффектом качелей” - когда связи с одной стороны были напряженными, в отношениях с другой стороной проявлялись признаки улучшения.
В прошлом году отношения Турции с ключевыми членами ЕС приближались к краху. Напряженность достигла пика после того, как Эрдоган сравнил немецких и голландских лидеров с нацистами, когда его Партии справедливости и развития было запрещено агитировать турок в Германии и Голландии накануне предстоящего референдума, целью которого было наделить турецкого лидера исполнительными полномочиями.
Эрдоган полагался на тесные отношения с президентом Дональдом Трампом, чтобы уравновесить ухудшающиеся связи с Европой. В сентябре прошлого года он отправился в Вашингтон на свою первую официальную встречу с Трампом. ”Эрдоган стал моим другом, - сказал Трамп. - Думаю, что теперь мы близки как никогда прежде”. Однако последующие события продемонстрировали, что полагаться на Трампа не стоит.
Обещания Москвы и Пекина помочь Анкаре преодолеть нынешние экономические трудности позволяют Эрдогану утверждать, что у Турции есть альтернативные варианты в мире. Тем не менее логику замены ”стратегического партнерства” Турции с Соединенными Штатами на аналогичные партнерские отношения с Россией и Китаем еще предстоит доказать, тем более, что это подорвет политические и военные связи Анкары с Европой. Некоторые аналитики считают, что серьезный стратегический сдвиг Анкары в сторону Москвы не будет продуктивным, поскольку отношения Турции с Россией лишены стратегического содержания и обусловлены проблемами, с которыми сталкиваются обе страны в Европе и Соединенных Штатах. Отношения Анкары с Москвой осложняются противоречиями на Ближнем Востоке и в Черноморском регионе. Однако существуют крупные энергетические проекты, в которых задействованы обе страны и которые помогают сгладить противоречия.
Что касается ЕС, то президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер был первым, кто сломал лед в отношениях с Анкарой, выразив 14 августа удовлетворение решением турецкого суда об освобождении двух греческих солдат, которые находились под арестом в Турции в течение нескольких месяцев. Солдаты были арестованы после того, как случайно перешли границу Турции. Их освобождение было воспринято как знак того, что Турция стремится к улучшению связей с Европой. ”Мы в восторге от известий об освобождении двух греческих солдат, задержанных в Турции, - Юнкер написал в Твиттере. - Турции нечего опасаться европейских соседей. ЕС продолжит поддерживать стратегическое партнерство. Мы хотим видеть демократическую, стабильную и процветающую Турцию”.
На следующий день после освобождения греческих солдат суд освободил Танера Килича, главу Amnesty International в Турции, который был арестован в прошлом году за предполагаемое участие в неудачной попытке государственного переворота против Эрдогана в 2016 году.
Телефонные разговоры Эрдогана с Меркель и Макроном на прошлой неделе были восприняты как признак оттепели в отношениях Турции с Европой.
Эрдоган также собирается посетить Германию в конце сентября. Его визит приобрел дополнительное значение для Анкары, учитывая напряженность, которая существует между Европой и Соединенными Штатами.
Есть важные причины, по которым Европа озвучивает поддержку, например, огромные долги Турции в европейских банках, столь же огромные инвестиции со стороны европейских стран, значительные объемы торговли с Турцией и сохраняющаяся необходимость сотрудничать с Анкарой в борьбе против нелегальной иммиграции и терроризма, связанными с событиями на Ближнем Востоке.
Бурханеддин Дюран, генеральный координатор финансируемого правительством фонда SETA, утверждает, что собственные трудности Европы с администрацией Трампа сближают ее с Турцией: ”Достигнув самой низшей точки, турецко-европейские связи теперь входят на новый этап”. Дюран призвал Меркель и Макрона поддержать либерализацию виз для турок и пересмотреть соглашение о таможенном союзе с Турцией.
Обозреватель издания Hurriyet Адбулкадир Сельви соглашается, что сейчас есть серьезная возможность для возрождения связей с Европой, но в отличие от Дюрана, он считает, что ответственность за то, чтобы воспользоваться этой возможностью, лежит на Турции. Освобождение известного турецкого бизнесмена Османа Кавала и депутата от оппозиции Эниса Бербероглу, арестованных по обвинению в терроризме ускорит открытие новой главы в отношениях с Европой. ”Не улучшив ситуацию с правами человека, мы не сможем улучшить наши связи с ЕС”, - считает Сельви.
Однако аналитики предупреждают, что существуют пределы, до которых могут развиться связи с Европой, учитывая нынешнее состояние демократии и прав человека в Турции.