Вестник Кавказа

Транзитное будущее Грузии

New Europe
Транзитное будущее Грузии

В 2014 году Грузия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС в рамках реализации политики Евросоюза по устойчивому развитию энергетики. Тбилиси взял на себя обязательство реализовать пакет реформ в энергетическом секторе и заложить основу для подведения своей экономики к стандартам европейского энергетического рынка.  New Europe в статье The future of Georgia’s energy policy пишет со ссылкой на первого вице-премьера Грузии, министра экономики и устойчивого развития Дмитрия Кумсишвили, что ЕС очертил для Грузии конкретные рамки осуществления ключевых реформ в энергетическом секторе, которые включают в себя такие инициативы, как создание свободного энергетического рынка, энергоэффективность в строительстве и других отраслях.

В конце прошлого года представители Грузии провели встречу с директором секретариата Энергетического сообщества Янезом Копачем, в результате чего правительство страны представило Европарламенту законопроект о реформах на грузинском энергетическом рынке, а также о разработке и внедрении возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и энергетических характеристик зданий. ”Новое регулирование будет в значительной степени способствовать установлению международных правил ведения бизнеса на местном энергетическом рынке, а также притоку инвестиций. Его цель - приведение грузинской энергетической системы в соответствие с европейскими нормами и требованиями”, - отметила заместитель министра экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава после встречи с Копачем.

На днях, представляя стратегию развития энергетического сектора правительства Грузии под руководством нового главы Министерства экономики и устойчивого развития Георгия Кобулии, Тарнава подчеркнула: "Согласно данным МВФ, в Грузии будет одна из самых динамично развивающихся и быстрорастущих экономик в течение следующих 10-15 лет. Это отличный результат, но и огромная проблема для нашего энергетического сектора: рост экономики еще больше увеличит потребность в и без того пользующейся большим спросом электроэнергии. У нас есть четкое видение, а также эффективный, активный и агрессивный план поддержки развития местной энергетики. Мы намерены содействовать более активной торговле между странами региона, предоставляя своим клиентам право выбора между нашей собственной и, возможно, более дешевой иностранной энергией. Также в планах сделать наше потребление более энергоэффективным”.

Грузия стала одной из основных стран транзита углеводородов из Каспийского региона в Европу. За последнее десятилетие трубопроводы, такие как Южно-Кавказский газопровод, ”Баку-Тбилиси-Джейхан” и ”Баку-Тбилиси-Супса”, успешно доставляют углеводородные ресурсы Каспия в Европу.

Год назад на министерском заседании Консультативного совета ”Южного газового коридора” в Баку грузинская делегация уделила особое внимание вопросу транспортировки азербайджанских углеводородов на европейский рынок через Грузию и Турцию. Важность ”Южного газового коридора” заключается в диверсификации поставок газа, а также в дальнейшем укреплении энергетической безопасности Азербайджана, Грузии, Турции и стран ЕС. На встрече в Баку также обсуждался проект Транскаспийского трубопровода, по которому туркменский газ будет доставляться в ЕС с использованием транзитных мощностей Грузии, Азербайджана и Турции. ”Развитие ”Южного газового коридора”, а также расширение Южно-Кавказского газопровода и завершение проекта ”Шахдениз-2” в Азербайджане имеют огромное значение для нашей страны”, - заявил Кумсишвили в ходе визита в столицу Азербайджана в прошлом году.

Помимо прочего Грузия богата гидроэнергетическими ресурсами, а также обладает потенциалом для развития ветряной и солнечной энергетики, использования биомассы и геотермальных ресурсов. За счет них могут быть созданы дополнительные мощности посредством внутренних и иностранных инвестиций. Грузия сотрудничает с одной из ведущих энергетических компаний Турции Çalık Enerji и уже завершила переговоры о строительстве ветряной электростанции мощностью 50 МВт с инвестициями в размере $75 млн, которая будет построена в грузинском регионе Шида-Картли.  ”Это важная инвестиция, которая приведет к появлению еще одного нового источника возобновляемой энергии в электроэнергетической системе нашей страны”, - считает Кумсишвили.

В энергетическом развитии Грузии заинтересованы и в Вашингтоне. Речь идет о привлечении как правительства США, так и частных американских компаний к расширению  транзита в рамках проектов ТРАСЕКА, Транскавказский международный транспортный коридор; "Ляпис-лазурь"; коридор ”Персидский залив - Черное море”, которые проходят через Грузию. Тбилиси и Вашингтон также обсуждают такие проекты, как глубоководный порт ”Анаклия”, автомагистраль ”Восток-Запад”, проект модернизации железной дороги, которые позволят увеличить общий объем грузоперевозок по железнодорожной магистрали ”Баку-Тбилиси-Карс” в три раза в ближайшие годы и обеспечить участие в проекте американской Conti Group; развитие маршрутов транспортировки бензина и газа из Азии в ЕС через Грузию. Считается, что успех порта ”Анаклия” зависит от присутствия крупнейшего в мире оператора контейнерных терминалов - американской компании SSA Marine.

В январе был проведен первый транспортный диалог высокого уровня с ЕС с целью углубления сотрудничества между Европейским союзом и Грузией. Стороны обсудили развитие трансъевропейской транспортной сети в странах "Восточного партнерства", членом которого является Грузия; стратегию ЕС по объединению Европы, Ближнего Востока и Азии посредством продолжения строительства автомагистралей, железных дорог и морских портов, по которым будут доставляться как энергоресурсы, так и товары народного потребления. Эта стратегия, по мнению европейской делегации, станет ключевой за счет того, что роль Грузии как регионального игрока, с точки зрения логистики дорожной сети, растет с каждым годом.

41010 просмотров