”Дональд Трамп” и ”тарифная война” - термины, которые для многих неразделимы. Но многим ли лучше поведение ЕС? Таким вопросом задается Deutsche Welle в материале EU stance on tariffs needs another look. Вся Западная Европа, где у Дональда Трампа было немного друзей с момента его вступления в должность, в очередной раз оказалась в смятении из-за агрессивного смутьяна Белого дома. На этот раз причина в том, что Трамп возликовал в Твиттере по поводу ”приятной победы” над провинившимся ЕС.
Это не победа Трампа
На самом деле, ”победа” не имеет ничего общего с Трампом. Всемирная торговая организация (ВТО) приняла решение в пользу США по делу, инициированному американским правительством 15 лет назад. В то время президентом был Джордж Буш, и как всех предшественников и преемников, его раздражали государственные субсидии, предоставляемые европейскому авиастроителю Airbus.
Концерн Airbus не сможет функционировать без государственного финансирования. Но то же самое касается и американской компании Boeing, поэтому европейцы подали аналогичный встречный иск в ВТО. Они уже выиграли свое дело и просто ждут, когда будет объявлена сумма штрафа.
Тогда и станет очевидно, действительно ли европейцы настолько открыты свободной торговле, как они об этом заявляют. Дело в том, что ВТО предоставит ЕС право навязать США ”ответные тарифы”. И какова вероятность того, что блок в полной мере не воспользуется такой возможностью?
США могут занять более жесткую позицию, но Вашингтон не намерен поступать подобным образом. ВТО позволяет ему в качестве компенсации за европейские субсидии Airbus ввести 100-процентные тарифы на европейские товары стоимостью почти 7 млрд евро ($7,68 млрд). Трамп, однако, объявил, что наложит 10-процентную пошлину на запчасти для самолетов (что спровоцировало скандал) и 25-процентные тарифы на широкий ассортимент товаров от сыра, вина и оливок до отверток и паяльников.
Но все эти меры не похожи на торговую войну. Дело в том, что ЕС экспортирует в США товары на сумму более 40 млрд евро каждый месяц. Несмотря на солидарность с испанскими производителями вина и оливок, торговая корзина стоимостью 7 млрд евро в год не имеет большого влияния.
Протекционистская позиция ЕС
Таможенные баталии ведутся на самых разных фронтах. Европейцы ввели 10-процентную пошлину на автомобили США в ответ на 2,5-процентный тариф американцев. Химические продукты облагаются почти 5% пошлиной при пересечении границы с ЕС; американский тариф составляет чуть менее 3%. В ЕС наценка на американские товары составляет 18%, а в США - всего 8%. Этот список можно продолжать и продолжать.
Чего же так боится Европа? Неужели ее промышленность и сельское хозяйство настолько слабы, а продукты настолько плохи, что возникает необходимость их защиты от конкуренции со стороны США путем введения классических протекционистских тарифов? Кто в Европе предпочитает американский сыр французскому? Станет ли большинство немцев ездить на Chrysler или Cadillac вместо VW или BMW, если американские модели будут на 10% дешевле? Кто знает.
Кому вредят тарифы
По ключевому моменту Дональд Трамп прав: ЕС относится к США, своему торговому партнеру, значительно хуже, чем американцы к ЕС. Трансатлантические отношения не только не разумные, но и прежде всего патерналистские по отношению к потребителям, поскольку они, а не экспортеры, являются первыми жертвами тарифов. Их выбор ограничен политически намеренным повышением цен.
Это осознал министр экономики Германии Питер Альтмайер, который публично заявил о необходимости отказа от тарифов на американские автомобили. Дональд Трамп, должно быть, надеется, что его избиратели не в восторге от итальянского сыра пекорино, который в скором времени подорожает. В противном случае нынешний таможенный скандал может сказаться на его переизбрании, чему будет несказанно радо большинство европейцев.