Вестник Кавказа

Смогут ли РФ и США предотвратить борьбу сирийских вооруженных групп

Royal United Services Institute
Смогут ли РФ и США предотвратить борьбу сирийских вооруженных групп
© Фото: Сайт президента России

Соглашение о перемирии, которое вступило в силу в Сирии с 19:00 по дамасскому времени 12 сентября может стать последним шансом для сохранения единства страны. Такое заявление сделал вчера госсекретарь США Джон Керри. Одновременно пресс-секретарь президента США Джош Эрнест заявил, что США начнут выполнять договоренность о координации ударов по экстремистам только после того, как убедятся, что выполняются другие элементы общего пакета, включая снижение насилия в течение семи дней подряд и предоставление беспрепятственного доступа гуманитарной помощи, причем не только в Алеппо, но и в другие осажденные места.

Соглашения, достигнутые Сергеем Лавровым и Джоном Керри, призваны укрепить режим прекращения боевых действий (РПБД), содействовать решению гуманитарных проблем и, таким образом, создать условия для запуска всеобъемлющего политического процесса в Сирии.  С 19:00 участники РПБД должны были прекратить боевые действия и при содействии ООН начнется проводка гуманитарных конвоев в Алеппо по северной дороге «Кастелло». Со временем по ней будет налажено безопасное движение гражданского и коммерческого транспорта. Южная дорога в Алеппо через район Рамуса будет также открыта для гуманитарного доступа в соответствии с правилами РПБД.

Перемирие должно продлиться 48 часов, а затем еще 5 дней. После этого к практической деятельности приступит Совместный исполнительный центр (СИЦ), в рамках которого военные России и США будут осуществлять координацию ударов по целям «Джабхат ан-Нусры» («Джабхат Фатх аш-Шам»), ДАИШ и других террористов в согласованных районах, где действия сирийской авиации будут приостановлены. Таким образом будет достигнуто размежевание между террористами и вооруженными отрядами оппозиции-участниками РПБД. 

В Дамаске с планом согласились, но у Москвы озабоченность вызывает реакция со стороны некоторых вооруженных групп сирийской оппозиции, крупнейшая из которых – «Ахрар аш-Шам» - заявила об отказе следовать российско-американским договоренностям и нежелании порывать со своими «товарищами по оружию» из «Джабхат Фатх аш-Шам». Причем США до сих пор не дают согласия на то, чтобы внести «Ахрар аш-Шам» в террористический список ООН.

Что касается политической оппозиции, то, по данным МИД РФ, привечаемый на Западе «Высший комитет по переговорам» обусловил свое согласие с достигнутыми в Женеве российско-американскими договоренностями требованием к США предоставить гарантии их выполнения правительством САР. В Москве рассчитают, что американская сторона пройдет свою часть пути и окажет необходимое воздействие на тех, кого она считает «умеренной» оппозицией в Сирии, с тем, чтобы обеспечить полное выполнение ею условий РПБД и добиться практической реализации российско-американских договоренностей.

"Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомиться с материалом Royal United Services Institute о возможных последствиях российско-американских договоренностей.

Сделка по реализации соглашения о прекращении огня в  Сирии при посредничестве США и России стала важным событием в ходе жестокого конфликта в этой стране. Она дает слабый проблеск надежды, первый за последние годы, что конец самого кровавого на сегодняшний день конфликта столетия на горизонте.

На пятый год войны в Сирии стало ясно, что ни одна из сторон, вовлеченных в конфликт, не может достигнуть окончательной победы. В значительной степени это произошло из-за того, что конфликт настолько интернационализирован, что ход войны все более определяется волей внешних сил, а не противоборствующими внутренними фракциями. Все больше и больше стран вовлекаются в боевые действия в Сирии для того, чтобы сохранить или продвинуть свои интересы. Иран, Россия, Турция, США и Великобритания имеют подтвержденное присутствие сухопутных сил внутри Сирии. Кроме того, есть и непосредственно сирийские противоборствующие силы, а также огромное количество доверенных лиц, которые также задействованы в конфликте.

Таким образом, война во многом стала битвой между странами, которые поддерживают Асада и теми государствами, которые ему противостоят. Тем не менее никто не вложил достаточное количество человеческих ресурсов и денег в поддержку своих доверенных лиц, чтобы выиграть войну. Все действия направлены на то,  чтобы предотвратить поражение "выбранного доверенного лица". В результате сложилась безвыходная ситуация вокруг  сирийских городов, разрушенных многочисленными наступательными и контрнаступательными операциями - мало что ценного достанется победителю.

С этой точки зрения, сделка, заключенная между государственным секретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, запоздала, но была встречена с осторожным оптимизмом различными силами, включая членов ЕС и Турцию. Региональные конкуренты - Иран и Саудовская Аравия - до сих пор не выразили поддержку соглашению, поскольку единой позиции по Сирии между двумя ведущими державами региона нет, учитывая напряжение, которое существует между ними. Так что соглашение, предложенное в настоящий момент, скорее всего, вызовет разочарование, а не облегчение.

Положит ли оно конец войне? Нет. До подписания мирного договора нерегулярные столкновения будут продолжаться, особенно в тех районах, где локальные группы на местах (например, курды) до сих пор полагают, что захват территории может усилить их политические и военные позиции. Исторические прецеденты не обнадеживают: прекращение огня в сирийской войне чаще всего оказывалось временным перерывом для всех сторон, обеспечивающим передышку и подготовку к еще более ожесточенным военным действиям.

Россия и Иран по-прежнему поддерживают режим в Дамаске, поэтому пока сложно понять, как Башар Асад воспримет компромисс. В конечном счете, только России под силу решить эту проблему: Москва может использовать военную поддержку Сирийской арабской армии для того, чтобы заставить Асада согласиться на определенные  условия. Однако это возможно только в том случае, если Россия действительно серьезно относится к сдерживанию сирийского режима.

Хорошая новость заключается в том, что если соглашение будет исполняться, то почти все силы в Сирии, которые делят территорию с ДАИШ, смогут выступить против группировки и изгнать ее Сирии навсегда. Этот год стал не самым лучшим для ДАИШ - их территория сокращается, и они больше не контролируют жизненно важные транспортные маршруты и границы, и не поставляют нефть. Согласованный удар всех сторон по ДАИШ стал бы огромным шагом по ограничению мощи группировки, а также обеспечил бы столь необходимую помощь тем сирийцам, которые живут под контролем джихадистов в течение двух последних лет.

Однако желание получить контроль над территориями ДАИШ может вызвать еще больший конфликт, так как конкурирующие стороны будут бороться за территориальные приобретения, несмотря на прогнозируемый уровень координации действий против террористической группы между Россией и Соединенными Штатами. Так что многое будет зависеть от того, как Москва и Вашингтон обеспечат распределение территории после ее освобождения от ДАИШ, и смогут ли две державы, заключившие соглашение, предотвратить борьбу сирийских вооруженных групп.

Керри и Лавров вряд ли нашли панацею, так сирийская война никогда не будет окончена одним соглашением, в котором обе стороны не спешат идти на уступки. Лучше всего рассматривать сделку как тактический маневр в попытке уменьшить насилие и улучшить жизнь многих сирийцев, который обеспечивает невмешательство как режима, так и оппозиционных сил до тех пор, пока не будет найден политический компромисс. Именно за это госсекретарь США и министр иностранных дел России заслуживают кредита доверия, несмотря на продолжающиеся разногласия между их странами. Война в Сирии не кончается, но появляется потенциал для менее кровавого, хотя и отдаленного будущего.

13835 просмотров