Вестник Кавказа

США на Ближнем Востоке. Десять лет спустя

Eurasia Review
США на Ближнем Востоке. Десять лет спустя

За последние десять лет на глобальной политической арене произошли резкие изменения. Внешняя политика США прошла путь от реанимации многополярности и ”умной дипломатии” Барака Обамы до ”импульсивной дипломатии” Дональда Трампа, вызывающей подозрение международных организаций. Eurasia Review в материале Ten Year Challenge: US Foreign Policy Towards Middle East пишет, что среди широкого спектра направлений, по которым внешняя политика США претерпела изменения, очередной виток критики прозвучал в отношении взгляда Обамы на Ближний Восток.

На фоне неопределенности по поводу решения Трампа вывести войска США из Сирии госсекретарь Майк Помпео попытался обрисовать видение американской политики в отношении Ближнего Востока. Он выступил с речью в Каире - там, где Обама побывал десять лет назад. Резкое осуждение ближневосточной политики предыдущего американского президента вызвало смесь восторга и страха среди тех, кто представляет угрозу безопасности и тех, кто стремится к стабильности. По мнению экспертов, заявление американского госсекретаря выявило несоответствие между риторикой администрации по восстановлению утраченного американского влияния в регионе и ее готовностью выделять ресурсы для осуществления стратегического изменения. 

Десять лет назад Обама в ходе своего выступления в Каире предпринял попытку примирить исламские ценности с западной демократией. Он бросил вызов мышлению, основанному на ненависти, которыми американская внешняя политика руководствовалась с 11 сентября. Стремление Обамы искупить прошлые ошибки американского подхода в отношении ближневосточного региона дало положительный сигнал мусульманам по всему миру. Он заявил, что ислам и американское государство не враги, признав наличие тесных связей между ними с момента становления американского государства. Обама предупредил о последствиях, если разногласия не будут урегулированы: ”Пока наши отношения определяются различиями между нами, будут укрепляться возможности тех, кто сеет ненависть, а не мир; способствует конфликту, а не сотрудничеству”. После этого администрация Обамы приступила к налаживанию мира и стабильности в регионе посредством сотрудничества. Была задействована многосторонняя дипломатия, чтобы наладить связи с Ираном. В качестве примера можно привести предложение провести переговоры без предварительных условий, а также письмо, адресованное верховному лидеру Ирана.

Кроме того, Обама говорил о борьбе палестинцев и проекте продвижения демократии в регионе: ”Израильтяне должны признать невозможность отрицать право Палестины на существование. Соединенные Штаты не принимают законность израильских поселений, поскольку их создание нарушает предыдущие соглашения, а также подрывает усилия по достижению мира. Настало время решить вопрос с этими поселениями”. Эти слова служат примером приверженности предыдущей администрации подходу ”два государства для двух народов” и противодействию Израилю в деле обеспечения соблюдения основных прав палестинского населения.

Помимо этого, избегая прямой критики в отношении автократий на Ближнем Востоке, Обама сумел поднять вопрос о неотъемлемых правах граждан, особенное внимание обратив на права женщин. В целом, видение Обамы по улучшению отношений Америки с Ближним Востоком основывалось на понятии сосуществования, плюрализма и многосторонности.

Помпео же демонстрирует новый аспект американской политики в отношении региона, который основывается на логике прецедентов, вызвавших беспорядки в регионе. Вмешательство США никогда не приносило пользы региону. В прошлом усилия по обеспечению смены режима с помощью внешней поддержки сопровождались беспорядками и турбулентностью. Будь то режим Мосаддыка в Иране или правительство Саддама Хусейна в Ираке, попытки нарушить естественный ход событий нанесли ущерб миру и безопасности в регионе. Хотя решение Обамы о выводе войск из Ирака подвергается критике, нельзя забывать о политике Буша по завоеванию Ближнего Востока в более широком политическом контексте, который породил хаос и ослабил политический порядок. Сводя на нет прогресс администрация Обамы, чтобы восстановить имидж Америки в качестве защитника порядка, основанного на правилах, Помпео изложил стратегию США, которая предусматривает вытеснение Ирана с мировой арены, а также поддержку Израиля и автократических режимов за счет американской традиции. Палестинский вопрос, ключевой для безопасности в регионе, и убийство Джамаля Хашукджи, имеющие решающее значение для американской политики за рубежом, не были удостоены внимания государственного секретаря США.

На практике внешнеполитическая повестка Обамы обеспечивала тонкий баланс между идеализмом и тщательно завуалированным реальным лицом политики. В этой борьбе он стремился возродить многостороннюю сущность мирового порядка. Он категорически отверг язык ненависти, злоупотреблений, угроз и принуждения. Все это в корне отличается от того, как Трамп смотрит на Ближний Восток. Критика иранского аятоллы, отказ от политики Обамы изменить американское восприятие мусульманского мира и разрушение основ урегулирования израильско-палестинского конфликта в рамках подхода ”два государства для двух народов” отражает то, как Трамп изменил политику США на Ближнем Востоке.

10340 просмотров