Десять лет назад Армения объявила своим стратегическим приоритетом строительство железной дороги в Иран. Однако минувшее десятилетие заставило экспертов сомневаться в возможности реализации этого трансграничного проекта. Они заметили, что обнаружилась острая нехватка не только финансовых источников вложения средств в достаточно затратное предприятие, но и политической воли. Строить железную дорогу, которая будет заканчиваться в Армении, никто из потенциальных внешних участников проекта пожелания не выразил.
Летом этого года иранский эксперт Эхсан Хушманд заявил, что проект строительства железной дороги Армения – Иран мог бы посодействовать повышению уровня безопасности Армении, ″однако, к сожалению, шаги в этом направлении до сих пор были не очень эффективными".
Кроме того, Эхсан Хушманд отметил, что Иран стремиться обеспечить железнодорожную связь с Россией, а это можно сделать только по территории Азербайджана. "Есть одно важное обстоятельство, Иран видит строительство этой железной дороги только при финансировании Азербайджанской Республики", - заявил иранский эксперт.
Наконец, на днях стало известно, что в Ереване проект строительства железной дороги Иран - Армения экономически считают невыгодным. Как заявил глава парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам, представитель фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Гагик Минасян, при реализации проекта необходимо в первую очередь, учесть экономический эффект: ″Есть государства, которые реализуют подобные масштабные проекты, в первую очередь, исходя из политических соображений. У нас нет таких возможностей. Мы также не получали предложений о готовности инвестировать в строительство дороги. Доходы от эксплуатации дороги не смогут покрыть расходы на строительство".
Как пишут армянские СМИ, что правительство страны намерено прекратить сотрудничество с инвестиционной компанией "Расиа ФЗЭ" (ОАЭ), которая должна была построить железную дорогу до Ирана. В Министерстве транспорта, связи и информационных технологий Армении заявили, что в рамках концессионного договора с компанией были предусмотрены конкретные сроки для изучений, финансирования программы, строительства и эксплуатации, однако "Расиа ФЗЭ" постоянно нарушала предусмотренные соглашением сроки и другие обязательства.
Между тем, представляется, что срыв строительства железной дороги имеет не столько корпоративные, сколько политико-экономические причины. К железнодорожной связке Армении и Ирана без оптимизма относились в Москве, и с особой настороженностью Баку. Оккупационная политика Армении в отношении Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов постепенно изолируют Ереван, оставляя его за рамками значимых трансграничных проектов. Это стало очевидным после недавнего запуска железной дороги Баку- Тбилиси – Карс, которая, как говорят эксперты, позволит Азербайджану стать региональным транспортным хабом, через который грузы пойдут не только в направлении Запад-Восток, но и Запад-Юг и Запад-Север.