В Бишкеке ждут президента России Владимира Путина. Визит запланирован на конец марта. Не исключено, что одним из обсуждаемых вопросов станут перспективы открытия второй российской военной базы на юге Киргизии. Для Москвы это возможность сохранить доминирующее положение в регионе. Для Бишкека - продемонстрировать готовность к тесному сотрудничеству с Россией.
Глава российского МИДа Сергей Лавров 4 февраля посетил Бишкек, где на встрече с президентом Киргизии Сооронбаем Жээнбековым обсудил вопросы, связанные с предстоящим государственным визитом Владимира Путина. Как рассказал накануне в интервью ТАСС посол Кыргызской Республики Аликбек Джекшенкулов, одним из главных вопросов в межгосударственной повестке является создание условий для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества и двусторонних отношений. Киргизия, по его словам, заинтересована в российских инвестициях, в приходе российского бизнеса – и не только больших компаний и крупных корпораций, но также среднего и малого предпринимательства. Бишкек предлагает продвижение совместных проектов в области инфраструктурного строительства, транспорта, коммуникаций, энергетики, сельского хозяйства, железных и автомобильных дорог, развития агропромышленного комплекса. "Для нас важно обсудить с российской стороной как с главным союзником углубление военно-политического сотрудничества, укрепление взаимодействия в области обеспечения безопасности в Центральной Азии, противодействие новым вызовам и угрозам, возникающим со стороны Афганистана и спящих террористических ячеек в регионе. Выработать совместные практические действия по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом в Ферганской долине", – отметил киргизский дипломат. Он также не исключил возможности того, что президенты двух стран могут обсудить вопрос создания в Киргизии второй российской военной базы.
Тема эта не новая. Впервые Москва и Бишкек заговорили об этом еще в начале 2000 годов, когда угрозы исходящие из Афганистана были реальными. Напомним, в 1999-2000 годах боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Из Афганистана через Таджикистан и далее Киргизию (через Баткен) прорывались в Ферганскую долину Узбекистана. Поэтому тогдашний президент Курманбек Бакиев настаивал на открытии военного объекта в Баткене. Российская сторона, в силу географического положения, настаивала на базе Оше, которая могла бы минимизировать наркотрафик из Афганистана в Россию.
Кроме того, как сказал "Вестнику Кавказа" киргизский эксперт, полковник Тогтогул Какчекеев во времена Советского Союза в Оше находилась горно-стрелковая бригада, которая, кстати, одной из первых вошла в Афганистан. "Сейчас там находятся воинские части ВС КР. Хватило ума сохранить всю доставшуюся от советских времен инфраструктуру. Это и аэропорт, и бывший военный городок пограничных войск СССР, полигоны. В случае открытия российской базы в Оше будет создана сплошная линия безопасности для стран ОДКБ, которая принесет чувство защищенности, а экстремисты при этом получат предупреждение. Соответственно, возможные конфликтные ситуации будут погашены в зародыше", – сказал Какчекеев. Он также напомнил, что в Канте (база военно-воздушных сил ОДКБ) идет реконструкция. Там расширяется взлетно-посадочная полоса для приема крупных стратегических самолетов. Поэтому логично дополнить Кант базой в Оше.
"То, что делается вокруг России со стороны объединенной Европы и США, дает РФ основания укреплять свои границы и границы своих союзников, чтобы оградиться от всяких напастей, которые могут возникнуть как внутри стран, так и извне. Поэтому я считаю, это назревший вопрос, который входит в военно-стратегическую доктрину как России, так и Киргизии", – подчеркнул эксперт. По словам полковника Какчекеева, США в сое время переиграли Россию, договорившись с Бакиевым. "Бакиев тогда продлил пребывание базировавшейся в аэропорту Манас американской военно-воздушной базы и блокировал открытие второго российского военного объекта. И только президент Алмазбек Атамбаев денонсировал соглашение с США. Но вопрос создания российской базы на юге страны может остаться нерешенным. Вашингтон активизируется в республике. В Киргизию назначен новый посол США Дональд Лу, который ранее уже работал здесь – с 2003 по 2006 год он был заместителем главы дипломатической миссии США. Лу знает наши неправительственные организации, знает либералов в государственной власти, которые настаивают на улучшении отношений с Вашингтоном. Президент Жээнбеков уже заявил, что возможны новые договоры с США", – отметил Какчекеев. Однако, по мнению эксперта, создание военного объекта на юге Киргизии отвечает интересам Бишкека, поскольку предполагает вложение российских денег в развитие инфраструктуры юга республики. Во-вторых, расширится экономическое сотрудничество в целом.
Киргизский политолог Марс Сариев считает, что необходимости в открытии второй российской базы на территории республики нет. Для решения проблем безопасности (например, угроз со стороны Афганистана) военная база не нужна. "Многочисленные военные учения по линии ОДКБ свидетельствуют о готовности стран региона противостоять возможным вылазкам экстремистов. Я считаю, что внешней угрозы странам Центральной Азии нет, чего не сказать о дестабилизации внутренней ситуации. В Киргизии ужесточается противостояние элит, складывается непростая экономическая ситуация", – сказал "Вестнику Кавказа" Сариев. Эксперт сомневается в открытии новой военной базы: "Это, скорее, реверанс Кремлю, нежели реальное желание разместить еще одну военную базу".
По мнению политолога, одна из показательных черт киргизской политики – демонстрация готовности к тесному сотрудничеству с Россией, особенно на фоне ожидаемого мощного вхождения российских бизнес-структур в республику. "Россия берет под свой контроль Киргизские железные дороги (КЖД). Планируется построить железнодорожную ветку, которая соединит наши северные регионы с югом и выйдет на Казахстан и далее в РФ. Таким образом, можно будет поставить крест на китайском проекте "Один пояс – один путь", который должен пройти через Киргизию, Узбекистан и выйти через Кавказ в Европу. Обсуждаются совместные проекты в горнорудной промышленности, проекты разработки редкоземельных месторождений, вопросы реиндустриализации киргизской экономики".
Мы заинтересованы в приходе российских инвестиций, которые будут способствовать развитию гидроэнергетического потенциала республики", – сказал министр иностранных дел Киргизии Чингиз Айдарбеков на пресс-конференции в Бишкеке по итогам переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Он отметил, что на встрече с российским коллегой обсудил вопрос "сотрудничества в области гидроэнергетических проектов". Напомним, что президент Алмазбек Атамбаев в 2016 году денонсировал соглашение с "РусГидро" по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС. В итоге Бишкек должен выплатить российской компании вложенные в проект 37 млн долларов.
"Киргизия находится в патовой ситуации. Получается, что с одной стороны, появляются крупные инвестиционное проекты, с другой – усиливается внешняя поддержка власти. При этом стоит ожидать и большего контроля всей страны со стороны России", – резюмировал Марс Сариев.