Вестник Кавказа

Повлечет ли попытка госпереворота в Турции подобные события в соседних странах

Washington Post

Всего через два дня после неудачной попытки государственного переворота в Турции диссиденты в соседней Армении захватили полицейское управление, взяли нескольких заложников, потребовали освобождения популярного лидера оппозиции и призвали президента Сержа Саргсяна немедленно уйти в отставку. Боевики никогда не представляли реальной угрозы для политической элиты, и нет никаких доказательств более широкого заговора с целью свержения правительства, но наблюдатели поспешили назвать этот инцидент попыткой переворота. Реакция правительства была одновременно быстрой и не отвечающей масштабу происшествия, поскольку режим заблокировал социальные сети, приостановил трансляции новостей и арестовал политических оппонентов по всей стране.

Эти события говорят о том, к каким последствиям ведут попытки переворота. Уязвимые лидеры в соседних странах, чтобы подавить своих соперников, не могли не отреагировать на произошедшее в Турции. Неудавшийся турецкий переворот повлиял на то, как  армяне и международные средства массовой информации рассматривают кризис с заложниками. Недавно опубликованные данные о репрессиях, связанных с попытками военного переворота, показывают, что это не редкость. Необоснованные обвинения в попытке сменить власть вероятны и в других странах.

Опасения переворота провоцируют репрессии

Данные из Тропической Африки показывают, как попытки государственного переворота в одних странах  становятся поводом для репрессий в соседних странах. Мы исследовали, к каким последствиям привели недавние попытки переворота в регионе и были ли случаи, в которых государственные лидеры без предъявления каких-либо доказательств устраивают политические чистки и аресты, утверждая, что раскрыли антиправительственный заговор. Выяснилось, что подобные события не редкость для стран Тропической Африки, где с 1960-го по 2012 год произошло 250 подобных случаев. Недавний пример - июньская зачистка 30 представителей  военной элиты в Уганде.

Мы выяснили, что количество попыток переворотов в Тропической Африке  в течение предыдущих трех месяцев было фактором, который привел к репрессиям. Такие попытки резко увеличивают число арестов в соседних странах. Пример такой причинно-следственной связи был весной 2009 года. Вскоре после успешного переворота на Мадагаскаре лидеры во всем регионе стали обвинять своих соперников в заговоре с целью переворота, как правило, без предъявления каких-либо доказательств. В течение следующих пяти недель, публичные объявления в попытках переворота были использованы в качестве основания для арестов в Камеруне, Того, Лесото, Гвинее, Эфиопии и Кении. До этого подобные обвинения не предъявлялись в Тропической Африке на протяжении шести месяцев.

Репрессии, связанные с переворотами происходят даже без самих переворотов

Репрессии, связанные с попытками переворота, распространяются по регионам, пересекая границы. Этот страх проявляется в заявлениях мировых лидеров. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган недавно сравнил меры, предпринятые после переворота с целью подавления сопротивления, с борьбой против вируса. Эта аналогия отражает общее убеждение, что перевороты могут быть «заразными». Такие ученые, как Самюэль Хантингтон и Рут Фёрст наблюдали за волнами попыток переворотов, охвативших Латинскую Америку и Тропическую Африку в 1960-х, и аналогичным образом предупреждали международное общество об угрозе распространения переворотов.

Тем не менее более поздние исследования дают мало оснований для того, чтобы лидеры агрессивно реагировали на попытки переворотов в соседних странах. Наиболее полное и точное исследование по этой теме можно найти в работе Майкла К. Миллера, Майкла Джозефа и Дороти Oл. Они не обнаружили никаких доказательств того, что перевороты действуют как вирус, в глобальном или региональном масштабе. Это не означает, что перевороты никогда не провоцируют подобные события в других странах, просто это не является общей тенденцией.

Вполне возможно, что попытки государственных переворотов не распространяются как вирус, потому что лидеры, учитывая события в других странах, успешно ликвидируют очаги сопротивления прежде, чем могут произойти перевороты. Шон Йом предлагает подобное объяснение в качестве причины, почему арабские монархии - Марокко, Саудовская Аравия и Кувейт - были более стабильными в течение «арабской весны» 2010-2011 годов, чем страны, не являющиеся монархиями, такие как Йемен, Ливия, Египет и Сирия. К сожалению, единственное, что, как правило, усваивают лидеры в результате попыток переворота это то, что они должны выявлять и устранять потенциальных заговорщиков, прежде чем они столкнуться  с подобной проблемой.

Все это наводит на мысль о том, что попытка переворота в Турции может иметь худшие последствия скорее  для политических диссидентов в других странах, чем для мировых лидеров. Хотя попытки переворота редко происходят в виде региональных волн, страхи, связанные с ними, распространяются  наряду с пагубными последствиями. Скорее всего, будут предприняты действия, подобные жестким мерам Эрдогана в ответ на попытку переворота, который вызвал последний кризис в Турции, чем сами перевороты.

 

16730 просмотров