Армения в течение долгих веков была феодальной страной, которой правили главный феодал-царь и феодалы нахарары (князья). По сути, страна освободилась от феодализма лишь после прихода советской власти, которую сегодня принято усиленно ругать. Однако, начиная с 1998 года, то есть с приходом к власти президента Роберта Кочаряна, феодализм напомнил о себе. В результате раздела сферы интересов и кусков экономики между приближенными второго президента Армении страна вновь оказалась поделена на области, в которых до сих пор правят феодальные князьки-губернаторы назначенные Кочаряном и его преемником Сержем Саргсяном. Однако в последнее время средневековая система феодальных отношений дала в Армении сбой, поскольку феодалы-губернаторы-мэры почувствовали себя уж очень вольготно и пошли наперекор собственным покровителям. То есть, говоря простым языком, стали плевать против ветра. Одним из таких зарвавшихся князьков стал бессменный мэр Гюмри Вардан Гукасян.
9 сентября во втором городе Армении Гюмри (бывший Ленинакан, – Прим. ред.) пройдут выборы мэра. И, несмотря на то, что до выборов остается полтора месяца, город уже охватила предвыборная лихорадка. Главный вопрос - будет ли действующий гюмрийский мэр Вардан Гукасян баллотироваться на новый срок — стал самым обсуждаемым не только в Гюмри, но и во внутренней политике республики. По данным из окружения Гукасяна, вопрос этот самим, пока еще действующим мэром, не решен, что, впрочем, не помешало мэру заявить, что "Народ его обязывает, просто схватил за горло и говорит, что я должен выдвинуть свою кандидатуру". Ситуация вокруг выборов гюмрийского мэра накалилась после того как 21 июля Гукасян подал в отставку с должности руководителя территориальной партийной структуры Ширакского марза правящей Республиканской партии Армении (РПА). См. «ВК» http://vestikavkaza.ru/articles/Vybory-mera-Gyumri-.html. Никто не заставлял Гукасяна отказываться от занимаемой должности, он это сделал по собственной воле и это имеет одно объяснение – отказавшись от партийной должности, Гукасян хочет показать, что в любой момент может вообще выйти из партии и стать самовыдвиженцем.
Первая и очевидная причина демарша Гукасяна - недовольство верхушки республиканцев и лично президента Сержа Саргсяна итогами парламентских выборов в Гюмри. Власти обвиняют гюмрийского мэра в отсутствии достаточного рвения во время парламентских выборов, в результате чего мажоритарный кандидат-республиканец получил позорные 14,5 тыс. голосов, проиграв кандидату от ППА, получившему 26 тыс. голосов. Однако превзойти мэра Гюмри в “правильной” организации выборов не в состоянии ни один из губернаторов и мэров Армении. Именно в результате деятельности Гукасяна РПА всегда набирала в Гюмри высокие проценты голосов. И в реальности виной позорного поражения РПА на парламентских выборах 6 мая стало то, что на протяжении долгих лет власти не хотели видеть проблемы жителей Гюмри. В результате число бездомных семей в городе превышает 6000, а показатель бедности приближается к 40%. Таким образом, вина Вардана Гукасяна лишь в том, что он не учел особенности характера жителей города и дал властям чересчур завышенные, заведомо не выполнимые обещания.
В качестве возможного преемника бессменного мэра Гюмри называется депутат от партии ППА Самвел Баласанян. ППА уже приняла решение, что выдвинет Баласаняна кандидатом в мэры Гюмри. Предприниматель, владелец крупнейшего пивзавода в Гюмри Баласанян считается одним из классических представителей политического поля Армении в смысле приспособленческого прошлого и настоящего. Но даже такой субъект выглядит на фоне нынешнего мэра Гюмри Вардана Гукасяна, и вообще на фоне любого представителя властного сегмента, известного своим криминальным прошлым и настоящим все же предпочтительнее. Не случаен и выбор РПА в пользу именно Баласаняна, имеющего общие коммерческие интересы с высокопоставленными госчиновниками, что придает его кандидатуре дополнительный вес. Кроме того, поддержка кандидата от ППА позволяет власти взаимодействовать с партией даже несмотря на то, что та всячески стремится доказать свою оппозиционность. Таким образом, получается, что оппозиционная ППА на выборах в Гюмри выступит единым блоком с партией власти, в результате чего ее пресловутая "оппозиционность" неминуемо даст трещину.
Второй причиной, по которой власть решила избавиться от своего гюмрийского придатка Гукасяна стал общий курс по обновлению властных рядов. Действующий мэр и его родственники неоднократно оказывались в центре скандальных и криминальных происшествий, последний из которых - убийство жениха дочери Гукасяна в канун обручения. В этом смысле происходящее в Гюмри должно беспокоить и других армянских феодалов, по нескольку сроков бессменно возглавляющих свои области и и города. Поскольку свалив одного феодала “царь” может войти во вкус и начать трясти всех остальных. Пока же по Гюмри разносятся самые невероятные слухи в том числе, что Гукасян пытается достигнуть своего очередного “переизбрания” аж посредством президента России . Обязательство замолвить словечко у Владимира Путина якобы взяли на себя несколько казачьих атаманов, с коими у Гукасяна которому было присвоено звание генерала казачьих войск, достаточно теплые отношения.
Сами гюмрийцы равнодушно взирают на борьбу в верхах, так же равнодушно относясь к перспективе смены своего бессменного градоначальника, которая уж точно никак не отразиться на их многочисленных повседневных проблемах. Однако в городе явно действуют силы, стремящиеся дестабилизировать обстановку. Так, в некоторые редакции поступили анонимные письма от жителей Гюмри к властям Армении, в которых содержится требование ввода в город армейских подразделений для противодействия сыну мэра Спартаку Гукасяну, насаждающего атмосферу страха, угрожая горожанам. Гюмри, по словам горожан, превратился в один большой концентрационный лагерь, в котором Гукасян-младший вместе со своим окружением и телохранителями своего отца начал терроризировать людей, заявляя, что никто не может заставить его отца не выдвинуть свою кандидатуру. Спартак всем говорит, что ему и его отцу вообще наплевать на решения “сидящих в Ереване”. Справедливости ради, отметим, что сын гюмрийского мэра-феодала способен и не на такое, являясь автором многократных случаев избиения горожан.
Как бы то ни было, в случае если старший-Гукасян все-таки пойдет на самостоятельное выдвижение, предвыборная обстановка в Гюмри достигнет точки кипения. А как в Гюмри принято разбираться в проблемах, где фигурирует личность Вардана Гукасяна, известно всем - с помощью огнестрельного оружия. Таким образом, ключевой вопрос сейчас заключается в том, пойдет ли действующий мэр на выборы без одобрения РПА. Несмотря на весь его феодальный пыл, такой поступок может оказаться для Гукасяна достаточно рискованным, учитывая наличие энного количества рычагов воздействия на его персону. В частности, роль подобных рычагов могут сыграть пока еще пылящиеся на полках у правоохранительных органов страницы из довольно-таки темного прошлого гюмрийского мэра-феодала.
Подтверждением этого предположения можно считать заявление, сделанное на днях президентом Армении Сержем Саргсяном на заседании коллегии полиции, о том, что в Армении все преступники будут наказаны. Очевидно, это заявление направлено конкретным людям, первый из которых - Гукасян. Президент прекрасно понимает, что с таким одиозным окружением, которое чересчур дискредитирует президента, ему вряд ли удастся переизбраться в феврале 2013 года. Соответственно, он и использует все удобные поводы, чтобы очистить свою команду от одиозных лиц. В случае же Гукасяна президент одним махом решает две проблемы: безболезненно освобождается от одиозного и феодального Гукасяна и налаживает отношения с ППА, “подарив” ее лидеру, другому феодалу Гагику Царукяну второй город республики. Пока же Вардан Гукасян не сдается, о чем заявляет его сын, утверждающий, что его отца никто не заставит не баллотироваться. Власть же пока выжидает… очередной ошибки зарвавшегося феодала, которая, видимо, станет для него и его окружения роковой.
Последствия возвращения феодализма в Армению
Давид Степанян, Ереван
18125 просмотров