Вестник Кавказа

Попытка госпереворота в Турции: два месяца спустя

The Guardian
Попытка госпереворота в Турции: два месяца спустя
© Фото: Сайт президента Турции

Прошло два месяца после шокирующей попытки государственного переворота в Турции, в результате которого было убито около 240 человек, и страна все еще продолжает переживать его последствия. Как напоминание о произошедшем у здания парламента в Анкаре, пострадавшего от бомб и выстрелов, там где вертолеты обстреляли толпу собравшихся защитить демократию демонстрантов, на асфальте по-прежнему видны следы от пуль. Бурые пятна цвета железа на тротуарной плитке напоминают о последних минутах зверски убитых турецких граждан. Психологическая травма и страх, все еще чувствуются в обществе.

По мнению правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и проправительственных СМИ, переворот был организован Фетхуллахом Гюленом, исламским клириком, скрывающимся в Америке. Его последователи, так называемые гюленисты, состоящие, по мнению Анкары, в террористической организации Гюлена (FETÖ), также обвиняются в попытке создания «параллельного государства», которое стремится свергнуть ПСР. Поиск тех, кто связан с группой, сравнивают с охотой на ведьм в эпоху маккартизма. Десятки тысяч людей были задержаны для допроса или арестованы, в том числе военнослужащие, государственные служащие, журналисты, писатели, юристы и более чем 3 тысячи судей. Тюрьмы были настолько переполнены, что правительству пришлось выпустить почти 34 тысячи заключенных, которые были арестованы до попытки неудавшегося переворота, чтобы освободить место.

Более 100 тысяч человек потеряли свои должности в правительственных министерствах, авиакомпаниях, школах и университетах; преследование коснулось и независимых бизнесменов. Увольнения были настолько широкомасштабными, что многие задавались вопросом, как теперь будут функционировать институты. Около 160 СМИ и более 2000 учебных заведений закрыто. Ничто не может сдержать применения суровых мер к тем, на кого пало подозрение.

Гюлен не нравится ни светским туркам, ни сторонникам исламистской ПСР. Его последователи были обвинены  почти во всех ошибках, совершенных правительством после того, как ближайшие соратники президента Реджепа Эрдогана оказались в центре коррупционного скандала в 2013 году. После попытки государственного переворота, Гюлен был обвинен в хранении Библии, его назвали «тайным кардиналом» и сотрудником ЦРУ с личным счетом в 1 млн долларов. Все это рассматривается как достаточное основание для обвинения в попытке переворота и причастности к FETÖ. Пиар-битва между Эрдоганом и Гюленом ведется уже в течение долгого времени. Еще до 15 июля она стоила Турции 50 тысяч долларов в месяц, которые были необходимы для оплаты услуг адвоката, подающего гражданские иски. В США был направлен официальный запрос о выдаче Гюлена, но еще неясно, кто победит в этой битве. 

Психологические игры, которые ведутся посредством пропаганды, не дают Турции залечить раны. Официальная линия государства озвучивается везде, начиная с аккаунтов в Twitter, которые появились в течение нескольких недель после переворота, и заканчивая доминированием государственных и проправительственных СМИ. Одни и те же слова и фразы бесконечно повторялись ПСР и ее сторонниками до тех пор, пока они не стали почти бессмысленными: «Заполучить Гюлена»; «Гюлен»; «Мы демократия», «Демократия». «Демократия такая, какая она есть, и больше нет места ничему».

Несмотря на жесткую линию официальной версии событий, широко распространена паранойя. США и ЕС обвиняются в поддержке переворота, сообщалось даже, что Америка создала «машину, вызывающую землетрясения», чтобы атаковать Стамбул после его падения.

Люди были вознаграждены за противодействие перевороту уличными торжествами - почти месяц турецкие граждане оставались на улицах, подбадриваемые призывами с минаретов мечетей и текстовыми сообщениями президента Эрдогана, в которых говорилось о защите страны от последующих переворотов. Уличные манифестации стали демонстрацией силы. В одной из провинций были отменены штрафы за превышение скорости в честь нового национального праздника  - 15 июля было увековечено и стало национальным днем; а ключевые пункты, например, Босфорский мост в Стамбуле и площадь Кызылай в Анкаре были переименованы в честь сопротивления.

Повальное осуждение попытки государственного переворота всеми силами, независимо от их политической ориентации, создало возможность национального единения. Тем не менее зачистки, которые распространяются на демократически избранных мэров, в основном затрагивающие членов Курдской Народной демократической партии, подозреваемых в связях с запрещенной Курдской рабочей партией, имеют мало отношения к тем, кто сыграл роль в организации переворота. Наказываются те оппоненты, которые, вероятнее всего, не имеют отношения к перевороту, что в свою очередь еще сильнее разделяет и без того разъединенное турецкое общество. Скорее всего, это пятно останется надолго даже после того, как исчезнут пятна крови с улиц. 

12380 просмотров