После восьми лет сближения и налаживания сотрудничества со стороны США под руководством президента Барака Обамы Иран начал ощущать приближающиеся проблемы. В связи с предстоящими 19 мая президентскими выборами, ужесточение риторики в отношении Ирана происходит в самое неудобное для него время. В материале Perfect Timing To Raise The Tone On Iran Forbes собрал самые жесткие высказывания официальных лиц в отношении Тегерана, свидетельствующие об изменении отношения к ИРИ.
Президент США Дональд Трамп дал понять, что нужно разобраться со всеми препятствиями, которые мешали приобретению истребителей F-16 Бахрейном. Эта инициатива была приостановлена администрацией Обамы, и новая мера отправляет Ирану четкий сигнал, особенно после того, как Трамп назвал Тегеран спонсором терроризма. Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил в Лондоне, что Иран остается экспортером терроризма и поддерживает деятельность прокси-боевиков. Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли отметила на встрече Совета по международным отношениям, что Америка должна быть голосом таких людей, как Неда Ага-Солтан. Эта молодая женщина была убита на улицах Тегерана во время восстаний 2009 года. Хейли назвала Тегеран главным препятствием достижения мира в Сирии. Все это отличается от позиций, принятых администрацией Обамы.
Глава Центрального командования Вооруженных сил США, генерал Джозеф Вотел также принял участие в обсуждении Ирана, описав существующий режим как главный элемент, угрожающий любой надежде на стабильность на Ближнем Востоке. Разрушительную роль Ирана можно наблюдать в Ираке и Сирии, подчеркнул он, добавив, что международное сообщество не видит никаких улучшений после заключения сделки по ядерной программе, подготовленной администрацией Обамы. По его словам, режим никак не изменил свое поведение.
Между тем, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, представляющий главного регионального соперника Ирана, высоко оценил улучшение отношений между США и королевством до исторически высокого уровня, а также выступил с резким осуждением коварных действиях Ирана во всем регионе. В преддверии саммита Лиги арабских государств в Аммане, короли Саудовской Аравии и Иордании провели встречу, в ходе которой осудили поддержку, оказываемую Ираном террористам, а также его вмешательство в события в странах региона. Южный сосед Эр-Рияда, Йемен - еще одна жертва иранского вмешательства. Президент Абд Раббо Мансур Хади осудил поддержку, которую Тегеран оказал ополченцам хуситам.
В недавно опубликованных заявлениях генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш подчеркнул необходимость найти решение конфликта между Палестиной и Израилем, которое бы устроило оба государства. Когда Трамп пригласил президента Палестины Махмуда Аббаса в Белый дом, Тегеран окончательно осознал, что его влияние на Ближнем Востоке находится под угрозой.
Но больше всего Иран беспокоится за судьбу Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), особенно после того, как спикер Палаты представителей Пол Райан призвал признать эту организацию террористической. За два месяца администрация Трампа дважды ударила по Ирану сериям новых санкций. В Конгрессе считают КСИР ″импульсом иранского режима, который оказывает существенное влияние на политический и экономический аппарат истеблишмента, параллельно контролируя органы правопорядка, поддержку терроризма и региональное подстрекательство, а также баллистические ракеты и ядерные разработки″.
Такая риторика ослабляет режим в Тегеране. С точки зрения мулл - это катастрофа, особенно учитывая тот факт, что слабые позиции во время сложных президентских выборов могут привести к сопротивлению в обществе, подобному событиям произошли в 2009 года. Учитывая требование арабских государств избавиться от режима мулл в регионе и прекратить вмешательство Тегерана в дела других стран, признание КСИР террористической организацией может стать важным сигналом для всего Ближнего Востока. Это даст им понять, что политика новой администрации США отвечает как интересам Америки, так и ее региональных союзников, особенно Саудовской Аравии.
Эти меры укрепили бы коалицию США и Ближнего Востока, борющуюся с терроризмом и экстремизмом, остановили бы неправомерное вмешательство Ирана и ту поддержку, которую он оказывает терроризму, а также отдалили бы США от потенциальной войны в регионе, считают аналитики Forbes.