Вестник Кавказа

От союза четырех к союзу пяти

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
От союза четырех к союзу пяти
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В знаменитом турецком курортном городе Бодрум проходит IV саммит Совета сотрудничества тюркоязычных стран. Впервые мероприятие почтил личным присутствием президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Его решение встретиться с коллегами - "родственниками" может означать, что Ашхабад, наконец, созрел для того, чтобы поменять статус наблюдателя и стать пятым членом межгосударственного альянса.

На сегодня в союз тюркоязычных государств входят Азербайджан, Турция, Казахстан и Киргизия. У Туркменистана, как отмечалось, статус наблюдателя, а позиция шестого потенциального члена организации, Узбекистана, и вовсе непонятна. Ташкент и не отказался от альянса, но и особого желания вступить в него не продемонстрировал. Вот и сейчас саммит в Бодруме пройдет без участия представителей Узбекистана.

Как сообщают официальные релизы, программа работы Ильхама Алиева, Абдуллы Гюля, Нурсултана Назарбаева, Алмазбека Атамбаева и Гурбангулы Бердымухамедова очень насыщенна. Более того, в кулуарах IV саммит называют судьбоносным, объясняя столь громкий эпитет важностью документов, которые предстоит подписать президентам. Речь идет о согласовании общей стратегии совместной деятельности тюркоязычных государств в таких сферах, как экономика и образование. Прорывной станет идея создания единого телеканала, если, конечно, она будет реализована. Президенты также должны обсудить механизмы создания зарубежных центров с целью усиления влияния альянса на мировой арене, вопросы, связанные с созданием зоны свободной торговли тюркоязычных государств, а также экспортом энергоносителей в Европу через территорию Турции.

Идея создания альянса тюркоязычных государств никак не могла остаться незамеченной мировыми игроками. И это понятно. На их глазах зарождается объединение родственных государств, отношения между которыми до сегодняшнего дня были по некоторым вопросам небезоблачными, но и никак не перегруженными проблемами. Движущей силой в альянсе является дуэт Баку и Анкары, и вставшая, пожалуй, в один ряд с ними Астана. В экономическом и гуманитарном потенциале Казахстана, равно как и приверженности ко всякого рода масштабным интеграционным проектам его лидера Нурсултана Назарбаева, и не было никаких сомнений. Однако отношения стратегических союзников, Баку и Анкары, давно вышли на такой уровень, что Астане необходимо было некое сильное действие, которое позволило бы если и не вознестись на этот уровень, то приблизиться к нему. И она нашла этот ход.

Нурсултан Назарбаев на недавнем саммите, на котором был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), со всей категоричностью поставил вопрос недопустимости вхождения в организацию Армении с непризнанным Нагорным Карабахом. Тем самым Астана жестко сформулировала свою принципиальную позицию в отношении союзного Азербайджана. Возможно, даже к некоторому неудовольствию Москвы.

Ашхабад также может играть важную роль в союзе тюркоязычных государств, если, конечно, личное участие президента Бердымухамедова не окажется разовой акцией. Предпосылкой активизации Туркменистана может служить определенная озабоченность положением в энергетике, точнее - в экспорте своего газа. Контракты, которые недавно подписали Россия и Китай, при некоторой их неоднозначности, тем не менее, могут привести к тому, что после того как в Китай начнет поступать российский газ, на внутреннем рынке страны будет искоренен его дефицит. В этом случае Пекин, закупающий газ у Ашхабада, может настоять на пересмотре действующих контрактов в том, что касается закупочных цен, а со временем, и полностью переключиться на российский газ. Естественно, Туркменистан хочет быть готовым к такому развитию сюжета, чтобы минимизировать всевозможные риски, связанные с финансовыми потерями. И хотя без урегулирования статуса Каспийского моря осуществление переброски туркменских энергоносителей на азербайджанский берег видится задачей архисложной, поскольку до определения статуса невозможно будет построить необходимый трубопровод, принципиально договориться с партнерами по гипотетическому газопроводу Ашхабаду тоже важно. До сих пор туркменская сторона к этому вопросу относилась не как к задаче первоочередной важности. Теперь, похоже, настало время твердо зафиксировать свою позицию на партнерском уровне, а потом уже думать о том, как расклад с подводным газопроводом изменить в свою пользу, то есть преодолеть вероятное сопротивление Ирана и России.

Пятому участнику бодрумских переговоров – Киргизии, пока уготована судьба "бедного родственника". Страна, явно не обладающая природными богатствами в той мере, в которой ими наделены Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, и не расположенная столь географически выгодно, как Турция, лишенная уже долгое время политической стабильности, очевидно, только и надеется извлечь из союза хоть какую-то выгоду. В ее положении любая помощь со стороны более сильных родственных стран может оказаться существенным подспорьем.

Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде Саммит совета сотрудничества тюркоязычных государств считает в первую очередь удобным форматом взаимоотношений между странами, родственными по языку и культуре. "Этот проект отличается от многих других тем, что перед его участниками стоят конкретные цели и задачи, а сами члены альянса реально являются равноправными. Также очень важно и то, что межгосударственная организация ни в малейшей степени не ущемляет суверенитет своих членов. Все страны вольны участвовать в любых союзах и блоках, в которых захотят", - сказал Вестнику Кавказа Велизаде.

По мнению политолога, более интенсивной и эффективной деятельности союза тюркоязычных государств мешают, очевидно, различия в договорно-правовых базах, и можно предположить, что в Бодруме президенты затронут вопросы создания общей договорно-правовой базы. Немаловажно и то, считает Велизаде, что подобные контакты на высшем уровне ведут к сближению позиций и возможности по важным актуальным вопросам выступать на мировой арене единым фронтом, отстаивая общие и, одновременно,  частные интересы каждой из стран.

 

21190 просмотров