Сегодня в Астане стартовали двухдневные переговоры по Сирии с участием официального Дамаска, вооруженной сирийской оппозиции, России, Турции, Ирана, а также ООН. Главные вопросы повестки дня - укрепление режима прекращения огня и продвижение политического переговорного процесса для организации встречи в Женеве 8 февраля. Как заявил РИА Новости по итогам первого дня переговоров глава делегации России Александр Лаврентьев: «Несмотря на то что нам не удалось обеспечить непосредственно прямых переговоров между двумя сирийскими делегациями в рамках этого форума в одной комнате, тем не менее примечательно, что они были на открытии, смотрели друг другу в глаза, выслушали приветствия, выслушали заявления, которые были сказаны им».
Подробности сообщает Associated Press.
Переговоры в Казахстане, организованные Россией и Турцией, начались непросто – представители сирийского правительства и оппозиционных группировок обменялись обвинениями в терроризме после первой же встречи лицом к лицу в понедельник. Встреча в Астане стала очередной в чреде дипломатических инициатив, направленных на прекращение шестилетней сирийской войны, в результате которой уже погибли сотни тысяч людей, и половина населения страны была вынуждена переселиться. Переговоры сосредоточены на укреплении шаткого соглашения о прекращении огня, объявленного в прошлом месяце, а не на достижении большего политического урегулирования. Серьезный разрыв интересов в Сирии ярко проявился после того, как делегаты завершили часовую сессию за закрытыми дверями.
Представитель Сирии при ООН Башар Джафари заявил, что делегация оппозиции представлена «террористическими вооруженными группами» и осудил вступительную речь представителя оппозиции, назвав ее «провокационной» и «наглой».
Глава делегации оппозиции Мохаммад Аллуш назвал правительство президента Сирии Башара Асада является «террористической» организацией и призвал поместить все вооруженные группировки, поддерживающие правительство, в том числе и ливанскую Хезболлу, в глобальный список террористических организаций. «Присутствие иностранных вооруженных формирований, приглашенных со стороны властей, в первую очередь ливанской Хезболлы и иракской Хезболлы ... способствует продолжению кровопролития и затрудняет любые усилия по прекращению огня», - сказал Аллуш. Он добавил, что эти организации не отличаются от ИГИЛ, которое исключено из соглашения о прекращении огня.
Посланник ООН Стаффан де Мистура выступает посредником на переговорах, вслед за которыми будут проведены переговоры в Женеве. В прошлом году он курсировал между правительственными и оппозиционными делегациями, сидевшими в отдельных комнатах в Женеве на переговорах при посредничестве США и России, которые ни к чему так и не привели.
Новая администрация США не принимает непосредственного участия в текущих переговорах, из-за «задач, связанных с переходным периодом», заявил в субботу Госдепартамент, но посол США в Казахстане Джордж Крол присутствовал на открытии переговоров.
Стороны были усажены за стол переговоров благодаря усилиям России, Ирана и Турции, которая в последнее время улучшила отношения с Москвой, что дает надежду на прорыв.
Сирийские стороны по-прежнему глубоко разделены вопросом о том, кто виноват в неоднократных нарушениях режима прекращения огня, введенного в действие 30 декабря.
Джафари обвинил оппозицию в «искажении представления о прекращении боевых действий» и защитил наступление режима в долине Барада за пределами Дамаска. Боевые действия в регионе привели к тому, что миллионы жителей столицы остались без водоснабжения на более чем месяц.
Правительство, которое представляет конфликт как войну с терроризмом, надеется заручиться международной поддержкой и, возможно, поддержкой оппозиционных группировок, которые могут помочь в борьбе с экстремистскими группировками. Сирийский министр Али Хайдар, сказал Associated Press в Дамаске, что переговоры в Астане представляют собой «платформу для проверки намерений» по прекращению огня.
Усама Абу Зейд, член делегации оппозиции, сказал, что переговоры ограничены вопросом укрепления режима прекращения огня. «Нет никакого смысла садиться за стол переговоров, если людей, от имени которых мы ведем переговоры, убивают», - заявил он.
Бахрам Гасеми
В ходе предыдущих переговоров оппозиция настаивала на уходе Асада вне зависимости от выбранного мирного плана, но его политическая судьба не является предметом переговоров в Астане. На текущей встрече делегация оппозиции состоит из представителей вооруженных группировок, а не гражданских организаций.
Представитель МИД Ирана Бахрам Гасеми заявил, что сохранение режима прекращения огня будет «самым важным вопросом» на повестке дня, и что Тегеран надеется, что переговоры могут открыть путь для доставки гуманитарной помощи. Гасеми сказал, что с дискуссией о более широком политическом урегулировании придется подождать: «Давайте подождем и посмотрим, как этот процесс может быть продолжен на основе выводов, которые будут объявлены во вторник».