Люди в балаклавах в центре Кишинева, по слухам руководимые чуть ли не лично олигархом Владом Плахотнюком – неформальным правителем республики последних лет, толпы людей, стекающихся к парламенту… Молдавия, похоже, пришла к тому, к чему шла, из-за законодательства, касающегося формирования ветвей власти.
В воскресенье Павел Филипп, премьер-министр, назначенный на воскресном заседании Конституционного суда временно исполняющим обязанности президента, подписал указ о роспуске парламента. Попутно он призвал президента Игоря Додона, которому Конституционный суд в очередной раз приостановил полномочия, подать в отставку. «Призываю политические партии не держаться за кресла и должности, а отправиться на народный суд. К тому же призываю и президента Молдавии», – заявил Филипп журналистам.
Если все пойдет по этому сценарию, то досрочные выборы в парламент могут состояться 7 сентября. Как сказал Филипп, Демократическая партия – а именно она до последних выборов задавала политическую повестку Кишинева, якобы была против досрочных выборов в парламент, но положение тупиковое, и иного выхода более нет.
Ситуация в Молдавии в последние два дня развивалась стремительно. Затянув до последнего с формированием парламентского большинства, а, стало быть, и с избранием-назначением правительства, в попытках извлечь максимум дивидендов из удачных итогов парламентских выборов, в субботу Партия социалистов, имеющая репутацию пророссийской, все-таки нашла общий язык с проевропейским блоком ACUM. Внезапная и неожиданная готовность к компромиссам объясняется тем, что истекал конституционный срок, отведенный на формирование правительства, и перед республикой замаячила угроза роспуска нового парламента, по сути, не успевшего приступить к работе.
Таким образом, в субботу социалисты и ACUM заявили о достижении согласия, формировании парламентского большинства, а также правительства. Президент Молдавии Игорь Додон тут же выдвинул на пост премьер-министра сопредседателя блока ACUM Майю Санду. Кандидатура была поддержана единогласно всеми присутствовавшими депутатами. Между тем в зале заседания отсутствовала Демократическая партия. Впрочем, сформировавшееся большинство это не смутило, и лидер социалистов Зинаида Гречаная была выдвинута и утверждена спикером парламента, а президент Игорь Додон наделен правом назначать Совет безопасности.
Происходило все это в присутствии представителей дипломатического корпуса, прибывших на заседание парламента по специальному приглашению. Зарубежные дипломаты по задумке приглашающей стороны могли повысить легитимность процесса.
К тому времени остающиеся без власти «демократы» забили тревогу и стали созывать сторонников на акцию протеста. Додон в ответ призвал граждан Молдавии не поддаваться на провокации и оставаться дома с родными и близкими.
В воскресенье утром уходящая власть нанесла ответный удар. Конституционный суд, изучив обстоятельства формирования парламентского большинства, объявил действия незаконными, поскольку был нарушен дэдлайн. Разночтения касаются одного дня, или даже нескольких часов. Конституционный суд объявил, что правительство должно было быть создано до полуночи 7 июня, чтобы говорить о том, что депутаты успели сделать в отведенные Конституцией три месяца со дня парламентских выборов. После этого последовало еще несколько решений.
Президент Игорь Додон отказался заявлять о роспуске парламента и досрочных выборах. Тогда Конституционный суд объявил об отстранении его от власти, назначив и.о. президента премьер-министра Павла Филипа. И уже Филип, как отмечалось, объявил о роспуске парламента и досрочных выборах.
В ответ парламент, который Конституционный суд объявил распущенным, принял декларацию «О захваченном государстве», подразумевая действия находившейся до сих пор у власти Демократической партии.
Противоборствующие стороны обвиняют друг друга в узурпации власти и осуществлении государственного переворота. На улицах Кишинева уже появились сторонники Демократической власти. По некоторым данным, на свои акции начинают собираться сторонники альянса Социалистической партии и ACUM.
Как сказал политолог Анатол Царану, если на кишиневских улицах появятся сторонники обоих политических лагерей, то столкновения между ними представляются неизбежными со всеми вытекающими и непрогнозируемыми последствиями.
По мнению некоторых его коллег, происходящее стало следствием слабости Социалистической партии, блока ACUM и президента Игоря Додона. Они напоминают, что изначально было ясно, что Демократическая партия, олигарх Плахотнюк так просто с властью не расстанутся, чего, собственно, и не скрывали. Но вместо разработки и представления эффективного плана действий ACUM и социалисты затеяли мутную торговлю друг с другом и вообще с кем только можно, и кинулись что-то делать, когда дошло до края. Впрочем, Конституционный суд посчитал, что события перешли этот временной край, и успех на парламентских выборах социалистов и блока ACUM оказался предельно обесценен. По еще одному расхожему мнению, события в Кишиневе показывают полную девальвацию и условность демократических ценностей, когда ни выборы, ни их итоги не имеют особого значения, а успеха в конечном счете добьется тот, кто решительнее, нахрапистее, и у кого больше поддержки из мировых политических центров силы.
Напомним, что парламентские выборы в Молдавии состоялись 24 февраля. 101 мандат был распределен следующим образом: 35 у социалистов, 30 у демократов и 26 у ACUM. Сформировать правительство в одиночку не могла ни одна из этих сил, как и создать альянс.
По последним данным, ситуация в Кишиневе продолжает накаляться. По мнению наблюдателей, несмотря на то, что мировое сообщество выступило с заявлениями о признании новой власти – альянса Социалистической партии и ACUM, Демократическая партия во главе с олигархом Владом Плахотнюком уступать властные рычаги не намерена. Подобное упорство эксперты связывают с тяжелым положением Плахотнюка, на которого открыто не одно уголовное дело и не только в Молдавии, и при утрате статуса и влияния положение это ухудшится. На данный момент «демократов», похоже, поддерживает полиция, армия объявила о невмешательстве в процесс, депутаты новоизбранного и распущенного Конституционным судом парламента остаются заблокированными в здании высшего законодательного органа, так же как и избранная ими премьер-министром Майя Санду.