Вестник Кавказа

«Манат стал средством сбережения не только в стране, но и в регионе»

Рамин Назиев, Баку
Итоги 2012 года в сфере экономики Азербайджана в интервью «Вестнику Кавказа» подвел директор Центра экономического и социального развития, доктор экономических наук Вугар Байрамов.

- Всемирный банк довольно низко оценивает уровень охраны инвестиций в Азербайджане. Почему?

- Международный банк по итогам 2012 года подготовил отчет об охране инвестиций в разных странах мира. В этом отчете было уделено внимание и Азербайджану. Но надо обратить внимание на то, что в последние годы наблюдается укрепление позиции республики в этом списке. Начиная с 2008 года в отчетах различных международных организаций Азербайджан оценивается как страна, которая проводит множество реформ. Но несмотря на этот положительный момент в отчетах World Bank Doinq Bizness также отмечается, что есть ряд секторов и сфер, где Азербайджан по некоторым показателям уступает соседним странам. В 2011 году в отчетах World Bank Doinq Bizness Азербайджан занимал 66 место, в 2012 в списке Международного банка по охране бизнеса наша страна оказалась на 67 месте. Но двум направлениям Азербайджан в 2012 году укрепил свои позиции. Одно из этих направлений - сфера выплаты налогов. Так, в налоговой системе переход на онлайн систему платежа повысил рейтинг страны на три позиции, другое направление, где Азербайджан укрепил свои позиции, это решение спорных ситуаций. Но есть некоторые секторы в стране, где имеются проблемы, такие как начало бизнес карьеры. В этом показателе в отчетах Международного банка за 2011 год индекс Азербайджана был равен 17, в 2012 году этот индекс опустился до 18. Другое направление это выдача разрешения на строительство. По этому показателю страна в 2011 году была на 176 месте, в 2012 - на 177 месте. Еще одно направление, где наблюдается ухудшение, регистрация собственности. По этому показателю Азербайджан в 2011 был на 6 месте, а в 2012 году - на 9 месте. Сдача позиции шла и по таким направлениям, как охрана прав инвесторов и охрана инвестиций. В 2011 году Азербайджан по этим направлениям был на 24 месте, а в 2012 году на 25 месте. Ухудшение позиций по охране инвестиций связано непосредственно с некоторыми спорами о собственности. Причинами таких споров является расширение столицы. Был отмечен ряд нарушений прав собственников, выявление проблем по охране собственности граждан Баку.
Если Азербайджан в сфере охраны инвестиций и бизнеса занимает 67 строчку, то Россия 112-ю, а Грузия среди стран бывшего Советского Союза в этом списке оказалась лучшей – она занимает 9 место. Армения на 32 месте, Украина на 132 месте. Практически страны Закавказья в отчете World Bank Doinq Bizness - на хороших позициях, и составляют лучшую тройку среди стран бывшего СССР. 

- Можно ли говорить о снижении уровня коррупции в Азербайджане в 2012 году?

- В 2012 году было проведено несколько мероприятий по борьбе с коррупцией, но резкого уменьшения случаев коррупции не наблюдалось. Эти меры не имели системного характера – в ряде министерств были проведены некоторые изменения в структуре, были арестованы некоторые мелкие чиновники, замешанные в коррупционных операциях. Но в целом 2012 год не запомнился как год борьбы с коррупцией.
Были предприняты конкретные шаги в плане уменьшения коррупции, которые будут претворяться в жизнь в последующие годы. Так, с 2012 года был предпринята система защиты и развития онлайн государства. Был издан указ президента по применению и упрощению электронного государства, специально создана новая структура в этом направлении. Летом 2012 года президент Ильхам Алиев подписал Указ о применении системы декларации доходов, но этот указ вступит в силу с января 2014 года. По другому указу президента было поручено новое введение системы подсчета зарплаты госслужащих. Этот указ тоже вступит в силу с января 2014 года.
Азербайджан в 2012 году в индексе коррупции Международной организации по прозрачности занял 139 место среди 174 стран. Если провести сравнения среди стран СНГ по этому показателю, то мы опережаем Украину, Киргизию, Таджикистан и Туркмению. В этом же рейтинге Грузия на 52 месте, Россия на 133 месте. В индексе коррупции у России 27 балов, у Азербайджана - 28 балов. В этом отчете Армения находится на 105 позиции, Белоруссия на 123 месте. Среди стран СНГ лучший показатель имеет Грузия.
Между тем очевидно, что создание электронного государства в Азербайджане создаст хорошие условия по эффективной борьбе с коррупцией. Ожидается, что после президентских выборов 2013 года будут ужесточены меры борьбы с коррупцией. Практически указы, подписанные в этом году, говорят о том, что с начала 2014 года будут предприняты конкретные комплексные меры по борьбе с коррупцией.

- Центробанк Азербайджана продолжил в прошлом году политику жестко контроля плавания курса национальной валюты к американскому доллару - в рамках которой манат на 1-2% укрепил свои позиции и не превысил планку 0,80 манат за 1 доллар. Чем обусловлено проведение такого курса?

- Центробанк путем административных действий сохранил неизменным курс национальной валюты. Несмотря на это было принято решение об изменении учетной ставки с 5,25% до 5%. Это говорит о том, что планировалось смягчение политики контроля маната к отношению другим денежным единицам. Укрепление маната к отношению доллару посредством административных действий ставит некоторую преграду отечественным производителям и снижает их конкурентоспособность на мировых рынках. Сегодня азербайджанские бизнесмены не всегда могут экспортировать свои товары. Они довольно-таки дорогие - причина этому высокий курс маната к доллару. Контроль национальной валюты путем административных действий затрудняет экспорт местных товаров. Первым делом это относится к товарам ненефтяного сектора. Этот процесс в некоторой степени тормозит развитие ненефтяного сектора Азербайджана. Укрепление маната путем административных действий создает некоторые проблемы в развитии бизнеса, в частности в ненефтяном секторе.
ЦБ каждый год для укрепления курса маната искусственным путем вносит коррективы в денежный оборот страны. В годы глобального кризиса ЦБ Азербайджана, чтобы контролировать курс маната ежемесячно тратил около 200 миллионов долларов. В то время Банк скупал манаты, которые были в обороте, и взамен пускал в денежный оборот доллары. Поэтому укрепление маната путем административных действий является неординарной политикой.
Но здесь надо отметить и положительные моменты. Высокий курс маната делает его наиболее удобной единицей для сбережения денежных средств. Манат стал средством сбережения не только в стране, но и в регионе. Этот фактор создает доверие к национальной валюте. Люди посредством маната могут правильно планировать свои расходы. Но целесообразнее было бы смягчить плавание курса маната, чем укреплять его искусственным путем посредством административных действий.
20350 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября