Управление по защите государственных интересов Генпрокуратуры направило в Главное следственное управление Полиции Армении четыре материала по результатам изучения отчета Контрольной палаты (КП) за 2012 год. Это были материалы по Центру образовательных программ, Офиса реализации транспортных программ, Офиса реализации программ водного хозяйства и Офиса реализации программы реконструкции тоннеля Арпа-Севан. Все эти программы прямо или косвенно реализуются правительством, а главы министерств уже отчитались в правительстве по указанным КП проблемам. Представляя в парламенте доклад о расходах госбюджета в 2012 году глава КП Ишхан Закарян подчеркнул, что во многих сферах ситуация и из года в год остается неизменной, выделив вопиющие случаи хищения госсредств в сферах градостроительства и государственных закупок. Апогеем же выступления Закаряна стало его утверждение о том, что 70% госбюджета или 701 млрд драмов находятся в зоне риска.
Доклад Закаряна в парламенте стал камнем в огород правительства Тиграна Саркисяна, который, заявив о своей крайней заинтересованности в незамедлительном представлении в правоохранительные органы всех выявленных КП фактов, одновременно выразил недовольство “превышением КП ее полномочий и ее политическими оценками”. Недовольство выразил также спикер парламента Овик Абрамян, однако не Закаряном, а самим премьером, допустившим подобное расхищение средств. После чего предложил немедленно направить все выявленные КП злоупотребления в Генпрокуратуру. Абрамян также потребовал от премьера уволить “всех тех, кто грабят и пожирают госбюджет”.
Впрочем, учитывая наличие двух прямо противоположных реакций глав исполнительной и законодательной ветвей власти республики на доклад Закаряна, возникают сомнения относительно непредвзятости действий КП, служащей инструментом в руках политических группировок внутри власти. Учитывая оттесненность оппозиции от реальных политических процессов, мотивацию действий главы КП приходится искать в рамках борьбы внутри правящей верхушки. И вопросы в связи с этой очередной темной историей возникают к самому разоблачителю и борцу с взяточничеством Закаряну, недавно в течение 9 месяцев отстроившему особняк стоимостью в несколько миллионов долларов. Есть вопросы и к самому Абрамяну, за 20 лет пребывания на государственных должностях ставшему собственником тысяч гектаров садов и виноградников в Араратской области, перерабатывающих предприятий, крупных финансовых активов. Тигран Саркисян также слывет в народе как довольно богатый человек с той лишь разницей, что премьер предпочитает хранить заработанное в поте лица за кордоном, преимущественно в Испании. В этой связи уместно вспомнить об "оффшорном скандале", в котором активно муссируется имя премьера.
А на днях в СМИ развернулась тема нецелевого использования 2 млн дол., предоставленных правительством на организацию выставки "Шанхай-2012" посольству Армении в Китае, которым руководит брат премьера.
Словом, несмотря на заверения республиканцев об отсутствии противоречий внутри РПА, внутрипартийная война компроматов продолжает разворачиваться, выплескивая новые пикантные подробности разворовывания народного достояния. Возглавляют это противостояние премьер и спикер, между которыми развернулась самая настоящая война за власть и влияние внутри РПА. Не отстает от них и окружение экс-президента Армении Роберта Кочаряна.
Довольно двусмысленно выглядела оценка, данная президентом Сержем Саргсяном. Призвав Закаряна “работать так, чтобы все ведомства ощущали внимание КП и были уверенными в наказании, в случае совершения ошибок и преступлений”, президент раскритиковал его “за превышение полномочий”. А во время заседания Исполнительного органа РПА, президент выразил неудовольствие тем, что высокопоставленные представители правящей партии открыто критикуют друг друга.
Тут уместно вспомнить о синдроме “хромой утки”, которым страдает отбывающий второй и последний срок президент Армении. Идти на третий срок Саргсян при всем желании не может, этого не позволяет Конституция. Упускать же монополизированную власть из рук республиканцы не собираются даже на выборах 2018 года. И претендентом номер один на власть в стране и тем более в партии становится именно Тигран Саркисян, имеющий серьезные президентские амбиции. Однако окружение Овика Абрамяна эти амбиции премьера отнюдь не разделяет, стремясь к выдвижению более приемлемой для себя кандидатуры. Таким образом, мотивация сторон внутриклановой борьбы во взаимном сбросе компроматов и информации налицо
Практически со дня своего создания РПА не была монолитной политической силой, и сегодня противостояние внутри этой партии, по всей видимости, подкрепленное и разбавленное “Процветающей Арменией”, стало лучшим тому подтверждением. Судя по реакции президента на выступление главы КП, эти группировки уже выдвигают требования об очередном переделе власти и соответственно собственности перед самим президентом. Последнее стало свидетельством внутривластных брожений, подкрепленных общей атмосферой нервозности в кулуарах власти. Во что выльется эта нервозность, чем окончиться внутриклановая борьба, сказать сегодня трудно, однако, последние события говорят о том, что частичные переделы клановой собственности практически неизбежны.