Вестник Кавказа

Киев принял "формулу Штайнмайера", но выполнить ее пока не может

Михаил Симонов
Киев принял "формулу Штайнмайера", но выполнить ее пока не может

Разведение сил в двух точках на линии разграничения на текущей неделе проведено не будет. Министр обороны Украины Андрей Загороднюк заявил, что украинские подразделения отойдут, если в течение недели не будет зафиксирован ни один факт стрельбы. На данный момент ситуация такова, что представить оптимистический сценарий трудно, хотя и интенсивными обстрелы не назвать. Если же условия "формулы Штайнмайера" не начнут выполняться, то это может вызвать срыв встречи нормандской четверки.

У "формулы Штайнмайера" на Украине противников немало. Не беря в расчет протестующее население, большая часть которого, объективно говоря, с трудом представляет, что именно заложено в предложениях президента Германии, и оппозицию – главным образом сторонников Петра Порошенко и националистов, этот план не нравится высокопоставленным военным. Их главный аргумент: силы отводятся в разные стороны на расстояние одно-двух километров, а это не то расстояние, которое станет препятствием для обстрелов, но сам по себе отвод подразделений напоминает предательство местного населения, как минимум.

Итак, на что это за такая "формула Штайнмайера"? Киев согласился предоставить особый статус неподконтрольным территориям на востоке страны, если там проведут справедливые выборы. Это одобрено западными партнерами Украины. Однако в местном обществе реакция противоречивая. Документ по урегулированию вооруженного конфликта на востоке Украины был согласован еще 11-12 февраля 2015 года в Минске лидерами Германии, Франции, Украины и России - в формате "нормандской четверки". Он был подписан представителями Украины, России, ОБСЕ и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик.

Соглашение предусматривает:

- прекращение огня, отвод тяжелого вооружения от линии соприкосновения и обмен всеми пленными и заложниками;

- принятие Украиной закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской области;

- амнистию участников конфликта;

- проведение местных выборов согласно украинскому законодательству и под наблюдением ОБСЕ;

- вывод всех иностранных войск и наемников, разоружение незаконных вооруженных формирований;

- переход контроля над границей с Россией к официальным структурам Украины;

- участие местных органов власти в назначении судей, создание местной "народной милиции";

- внесение изменений в конституцию Украины в направлении ее децентрализации.

Однако до сих пор договоренности не выполнены. Позиционные бои на востоке Украины продолжаются, гибнут люди с обеих сторон.

Франк-Вальтер Штайнмайер, будучи в 2016 году главой МИД ФРГ, выдвинул свою "формулу" выполнения Минских договоренностей. Она, в частности, предусматривает принятие временного закона об особом статусе Донбасса, который вступит в силу в день проведения в регионе местных выборов. Если миссия ОБСЕ сочтет выборы честными, то закон вступит в силу уже на постоянной основе. Сам Штайнмайер недавно назвал свою формулу серией шагов по упрощению тех необходимых действий, которые стороны должны предпринять для нормализации ситуации. То есть неким "вспомогательным пособием".

Президент Украины Владимир Зеленский, в ходе избирательной кампании обещавший "первым делом остановить войну", на специальном брифинге заявил, что по условиям соглашения будет разработан новый закон об особом статусе регионов, который вступит в силу только в том случае, если выборы пройдут по украинскому законодательству. "А это означает, что никаких выборов под дулами автоматов не будет… и Донбасс уже не будет оккупированным", - заявил он.

Однако противники Зеленского трактуют все по-своему. Так, его предшественник Петр Порошенко вовсе назвал "формулу Штайнмайера" "российской выдумкой". "Путин пытался протащить эту версию, а украинская сторона всегда давала решительный отпор, и наши немецкие, французские и американские партнеры всегда поддерживали украинскую сторону", - сказал Порошенко, подчеркнув, что принятие "формулы" означает ослабление и даже снятие санкций с России. В партии Юлии Тимошенко "Батькивщина" "формулу Штайнмайера" называют угрозой национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитету Украины.

Несмотря на то, что позицию украинских властей откровенно и твердо поддержали на Западе, в частности, по словам главы МИД Германии Хайко Мааса, достигнут "долгожданный прогресс, открывающий двери для саммита лидеров нормандской четверки и других этапов реализации Минских соглашений", в Киеве на майдане Незалежности прошла череда акций протеста против "формулы Штайнмайера".

Главная "слабость" в "формуле" ее противникам видится в той части, которая предлагает проведение выборов и особый статус ДНР и ЛНР до того, как Киев полностью восстановит юрисдикцию и контроль границ. Бывший посол Украины в ЕС Андрей Веселовский, однако, считает, что принятие "формулы Штайнмайера" не означает предательства национальных интересов. "Выборы будут проводиться в соответствии с Конституцией Украины. Причем законодательство для этих выборов еще не прописано, и оно может оказаться значительно жестче и аккуратнее действующего. А с учетом этого может и стоит говорить не о "предательстве", а наоборот – о победе", - заявил он.

Своя правда в ДНР и ЛНР. Главы самопровозглашенных народных республик Леонид Пасечник и Денис Пушилин видят в "формуле" возможность для народа Донбасса самостоятельно определять свою судьбу.

Получается, что все стороны, так или иначе вовлеченные в конфликт, хоть и в разной степени и с оговорками, но заинтересованы в скорейшей имплементации "формулы Штайнмайера". Достаточно упомянуть, что близкие к властным кругам западные эксперты убеждены в том, что при малейшем прогрессе Германия и Франция начнут рассматривать вопросы снятия санкций с России…

Но отвод сил на данный момент сорван. Дата встречи нормандской четверки, соответственно, повисла в неопределенности. А МИД РФ выступил с заявлением, обвинив украинскую сторону в проволочках: "Это чревато опасной эскалацией напряженности на линии соприкосновения".

10270 просмотров

Видео

Все видео


реклама