В это воскресенье за пост президента Грузии поборются более двух десятков кандидатов - 19 представителей партий и шесть независимых кандидатов. Это наибольшее число зарегистрированных за всю историю страны. Пока фаворитом выборной гонки считается формально независимый кандидат и бывший глава МИД Грузии Саломе Зурабишвили, на которую делает ставку правящая партия "Грузинская мечта". Социологи считают, что она может набрать около 50% голосов избирателей. Основным конкурентом Зурабишвили эксперты видят представителя "Единого национального движения "Григола Вашадзе, которому прочат 25% голосов. У других кандидатов шансов немного. Среди них - ветеринар, любитель гольфа, пять безработных, а также глашатай Апокалипсиса Михаил (Гела) Салуашвили, представляющий объединение "Союз восстановления справедливости. Глас народа: Господь — наша правда".
Eurasia Net в материале Everyone wants to be president of Georgia пишет, что шансы Салуашвили и незначительные, но он привлек к себе внимание нестандартной платформой. ”Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа не за горами, поэтому так необходимо, чтобы в это время президент Грузии стал посланником Божьей воли на земле”. Такова избирательная платформа Салуашвили. Средства массовой информации по закону обязаны предоставлять эфирное время всем кандидатам, какими бы нелепыми ни были их предвыборные обещания. В результате телевизионные президентские дебаты порой напоминали скетч ”Монти Пайтона”.
”Всем грузинским семьям будут предоставлены новые частные дома”, - говорит Николоз Лекишвили, промоутер неоконсервативизма, монархии и электромобилей, поддерживающий федерацию в своей предвыборной кампании. Другой кандидат, Кахабер Чичинадзе, привез рулон чистой бумаги на дебаты и объявил ее своей платформой: ”Это моя предвыборная программа, мой лозунг и мой флаг. Я предлагаю своим избирателям начать с чистого листа”.
Но среди всех странных кандидатов Салуашвили, провозглашающий приближение конца Света, страннее всех. В серии онлайн-видео Салуашвили заявляет, что Грузии отведена особая роль в финальной битве между силами добра и зла. В этой битве бывший грузинский лидер Михаил Саакашвили и президент России Владимир Путин являются соответственно пророческими царями на юге и севере.
В одном видео Салуашвили цитирует библейского пророка Даниила, проводя параллели с грузино-российской войной 2008 года: ”Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них”.
Эсхатологические размышления Салуашвили многих позабавили, но на предыдущих президентских выборах в 2013 году он получил 1,376 голосов (0,08% процента от общего числа проголосовавших). Как тогда, так и в этом году он смог собрать свыше 25 900 подписей, необходимых для того, чтобы попасть в бюллетень.
Наблюдатели могут только догадываться о том, как такие кандидаты - люди ”о которых даже в Гугле ничего нет”, как выразился один местный телевизионный канал, - собирают тысячи подписей, чтобы зарегистрировать свои заявки.
”Грузия - маленькая страна, где социальные сети пользуются большой популярностью, - говорит аналитик, специализирующийся на выборах, заместитель директора в аналитическом центре Caucasus Research Resource Centers Дастин Гилбрейт. - Люди могут задействовать друзей, семью и семьи своих друзей, и членов семей своих друзей для того, чтобы собрать подписи”.
Чтобы получить подписи, добровольцы обращаются к пассажирам на станциях метро и ходят от дома к дому. "Граждане часто не задумываются по поводу своих подписей, и спокойно общаются с волонтерами, поскольку знают, что им не нужно фактически поддерживать кандидатов, - считает сказал Гилбрейт. - С социальной точки зрения людям неудобно отказывать кому-то в небольшой поддержке - подписать что-то, что не будет иметь никаких для них последствий”.
Другой вопрос, на который нет ответа, почему так много грузин хочет в президенты. Слова ”каждый хочет быть президентом в этой стране” очень часто повторяются в соцсетях.
В 2008 году число кандидатов в президенты составило 19, в 2013 году оно увеличилось до 23 человек, и теперь наибольшее количество кандидатов собираются побороться за главный пост. Но они предпринимают усилия в то время, когда президентский пост теряет свою актуальность - в рамках конституционной реформы должность президента приобрела церемониальный статус. На предстоящих выборах президент в последний раз будет избираться всенародным голосованием - в соответствии с новой Конституцией последующие президенты будут избираться коллегий выборщиков, как в США. Возможно, для многих кандидатов с мизерными шансами это последняя возможность.