Вестник Кавказа

Как понимать "карабахские" тезисы Пашиняна

Михаил Беляев
Как понимать "карабахские" тезисы Пашиняна

Нашумевшее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, призвавших стороны (в данном случае – Армению) воздержаться от действий и заявлений, нацеленных на изменение переговорного формата, стало темой активных обсуждений в Ереване. Напомним, что ранее премьер-министру Армении Николу Пашиняну в Брюсселе то же самое, что и сопредседатели МГ ОБСЕ, сказал еврокомиссар Йоханес Хан – только адресно и лицом к лицу.

Ознакомившись с недвусмысленными заявлениями международного сообщества, армянский премьер в спешном порядке отправился в Нагорный Карабах, где провел заседание Совбеза, в котором принял участие и глава карабахских сепаратистов Бако Саакян. В армянской прессе сразу же появились спекуляции о возможных причинах поспешного вояжа Пашиняна в Карабах. "Экстренное заседание Совбеза Армении в Арцахе обусловлено сложившейся тупиковой ситуацией", - пишет газета "168 жам".

"Хотя о содержании повестки заседания официально объявлено не было, очевидно, что необходимость в проведении подобного срочного мероприятия появилась после последнего заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ", - отмечается в статье.  Газета напоминает, что сопредседатели не адресно, но ответили на заявление Никола Пашиняна о возвращении Нагорного Карабаха за стол переговоров, назвав их недопустимыми попытками одностороннего изменения формата переговоров. "После этого заявления власти Армении фактически оказались в тупике. С одной стороны, Пашинян не может отказаться от своих заявлений о намерении вернуть Нагорный Карабах за стол переговоров, а с другой - не может участвовать в переговорах, в ходе которых не будет обсуждаться вопрос об участии Нагорного Карабаха", - пишет издание.

По итогам заседания Совбеза армянский премьер-министр выступил с речью, продемонстрировавшей, что свою позицию менять не желает. Основные тезисы можно изложить по пунктам:

1. Армяне Нагорного Карабаха в лице никем не признанной "НКР" должны быть представлены на переговорах, поскольку сам Пашинян, будучи премьер-министром Армении, которого не избирало армянское население Карабаха, не уполномочен представлять "НКР". В отличие от армян, азербайджанцы Нагорного Карабаха, согласно Пашиняну, не должны участвовать в переговорах, так как их интересы уже представляет президент Ильхам Алиев.

2. Николу Пашиняну необходима четкая интерпретация трех принципов и шести пунктов, представляемых МГ ОБСЕ в качестве основополагающих для решения нагорно-карабахского конфликта. "Основой переговорного процесса должны стать не дающие повода для разночтений протоколы", - заявил армянский премьер.

3. "Подготовка к миру азербайджанского общества должна проходить не только с участием властей Азербайджана, но и с участием властей Армении. Именно это сознание заставило меня выступить осенью 2018 года в парламенте с беспрецедентным, по сути, для нашей действительности заявлением, сказав, что любое решение карабахской проблемы должно быть приемлемым для народа Армении, народа Нагорного Карабаха и народа Азербайджана. Это был мой вклад в подготовку мира не только народов Армении и Нагорного Карабаха, но и народа Азербайджана. К сожалению, от президента Азербайджана мы адекватных заявлений, шагов не видим. Несмотря на это, я готов продолжить диалог не только с президентом Азербайджана, но и с народом Азербайджана, так как я убежден, что народ Азербайджана миролюбив так же, как народ Армении, как народ Нагорного Карабаха", - заявил глава армянского правительства.

По каждому из пунктов позволим себе короткий комментарий. По поводу упрямых требований Никола Пашиняна включить "НКР" в переговорный процесс можно заметить, что "легитимными" власти никем не признанной республики не могут являться априори. Более того, ни одна страна или межгосударственная структура в мире не признает так называемые выборы, проходящие в сепаратистском образовании. "НКР" - серая зона в международном праве, тамошние выборы не признаются международным сообществом, и соответственно их "президент", "министры" и "депутаты" не могут восприниматься в качестве уполномоченных представителей. На сегодняшний день для Бако Саакяна и его соратников есть один путь получить хоть какую-то степень международной легализации. Сепаратистский режим должен на первом этапе начать диалог с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха, а после освобождения оккупированных территорий вокруг самого Нагорного Карабаха, получив промежуточный статус, признаваемый официальным Баку, подключиться к переговорам с азербайджанским правительством.

Все в мире понимают: в "НКР" стоят регулярные части ВС Армении, а служащие там солдаты-срочники на 80% также рекрутируются из Армении. Наконец, "бюджет" Нагорного Карабаха формируется за счет прямых трансфертов из армянского государственного бюджета. О каком "государстве" и "народе" может идти речь?

Во-вторых, вызывает удивление непонимание армянским премьер-министром трех принципов и шести пунктов МГ ОБСЕ. Например, в них есть пункт (пожалуй, самый проблемный для Пашиняна) о выводе армянских войск с территорий вокруг Нагорного Карабаха. Взамен Нагорный Карабах получает гарантии безопасности и промежуточный статус. Это тот абсолютный минимум, который необходим для предотвращения новой кровавой бойни в Карабахе, которая рано или поздно разразится, если не удастся разрядить ситуацию. Но разве не сам Пашинян громогласно заявил о том, что отвергает формулу "мир в обмен на территории"? Разве не глава спецслужб Армении Артур Ванецян обещает из Физули не сдать "ни сантиметра земли" и обсуждает с сепаратистами вопрос заселения Физули и других оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, откуда были изгнаны все азербайджанцы и где армяне исторически даже никогда не проживали (хотя история также не является обоснованием для незаконных территориальных претензий)? В первую очередь, сам Пашинян и его правительство должны объяснить свою интерпретацию принципов и пунктов, а не требовать этого от МГ ОБСЕ, которая является лишь посреднической структурой. Судя по заявлениям из Еревана, армянская интерпретация на сегодняшний день подразумевает "Армении все – Азербайджану ничего".

После этого не может не позабавить "искреннее" желание Пашиняна вступить в прямой диалог с азербайджанским народом, который также "миролюбив, как народы Армении и Нагорного Карабаха". Опять же, никакого "народа" Нагорного Карабаха не существует – есть лишь две общины, армянская и азербайджанская. Вторая была изгнана оттуда Арменией и подконтрольными ей боевиками, после чего в регионе осталась лишь первая - вот, собственно говоря, и весь "народ". Более того, если Никол Пашинян решил поиграть в гуманизм и пообщаться с миролюбивым, по его собственным же словам, азербайджанским народом, то тем для разговора предостаточно. Например, он может начать с извинений перед азербайджанцами за преступления хотя бы столь ненавистного ему и сидящего в тюрьме генерала Манвела Григоряна. Ведь фактом является то, что Григорян бахвалился в интервью СМИ тем, что держал пленных азербайджанцев в качестве рабов на протяжении многих лет после войны. Мы уже не будем говорить о массовых резнях в Ходжалы, Гарадаглы и других – ныне оккупированных – населенных пунктах Азербайджана, понимая, что на это политического мужества у Пашиняна не хватит. Но можно начать хотя бы с извинения за преступления Манвела, чей моральный облик отлично известен и самому Пашиняну. Такой шаг стал бы на самом деле "беспрецедентным", в отличие от формального заявления в парламенте о том, что решение конфликта должно быть приемлемым для всех, в том числе, и азербайджанцев. А если будет неприемлемым для азербайджанцев, то что сделает Армения – прекратит оккупацию? Вопрос, конечно же, риторический. 

23375 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября