Вестник Кавказа

Израиль проигрывает войну в Сирии?

Middle East Monitor

Шестилетняя сирийская война переходит на новый этап, возможно, окончательный. Сирийское правительство контролирует большинство населенных пунктов под своим контролем, а ИГИЛ (запрещена в России) быстро теряет позиции на всех фронтах. Районы, освобожденные от распадающейся группировки, вскоре будут заняты. Есть немало оспариваемых районов, которые хотят получить, с одной стороны, правительство Башара Асада в Дамаске и его союзники, а с другой стороны - различные антиасадовские оппозиционные группы и их сторонники.

Как пишет Middle East Monitor в материале Fear and Trepidation in Tel Aviv: Is Israel Losing the Syria War?, после того как ИГИЛ была в значительной степени побеждена в Ираке (при чрезвычайно высоких потерях, составивших 40 000 человек только в Мосуле), воюющие стороны продвигаются на запад. Шиитские ополченцы, ободренные победой в Ираке, движутся на запад к иракско-сирийской границе, где они объединятся с силами, верными сирийскому правительству. Первые шаги в рамках постоянного режима прекращения огня приносят свои плоды по сравнению с многими предыдущими неудачными попытками. После соглашения о прекращении огня между Соединенными Штатами и Россией, одобренного 7 июля на встрече G20 в Гамбурге, в трех провинциях на юго-западе Сирии, граничащих с Иорданией и оккупированными Израилем Голанскими высотами, в настоящее время сохраняется относительное спокойствие. Соглашение, вероятно, будет распространено и на другие территории.

Израильское правительство дало понять США, что недовольно соглашением, и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прилагает большие усилия, чтобы подорвать режим прекращение огня. Худшие опасения Нетаньяху, возможно, актуализируются: решение, принятое по Сирии, позволит обеспечить постоянное присутствие Ирана и ”Хезболлы” в стране. На ранних этапах войны такая возможность казалась отдаленной: постоянно меняющиеся позиции в жестоких боях в Сирии делали этот вопрос совершенно неактуальным. Но теперь все изменилось. Израиль утверждал, что придерживается политики невмешательства, даже не принимая беженцев. Однако характер израильского участия в Сирии начинает меняться. Прекращение огня, растущее российское влияние и непоследовательная позиция США вынудили Израиль пересмотреть свою роль.

Признаком данных перемен стали частые визиты Нетаньяху в Москву с целью убедить ободренного успехами президента России Владимира Путина учитывать интересы Израиля. Москва, которая осторожно продвигается в регионе, в отличие от Вашингтона, едва ли придает интересам Израиля первостепенное значение. Когда в марте Израиль сбил сирийскую ракету с помощью противоракетного комплекса ”Эрроу”, посол Израиля в Москве был вызван для обсуждения инцидента.

С самого начала войны Израиль хотел контролировать ситуацию, по крайней мере, в отношении конфликта на юго-западе Сирии. В недавних комментариях европейским официальным лицам Нетаньяху признал, что бомбардировки иранских конвоев осуществлялись ”десятки раз”.

Не имея возможности получить поддержку от Дональда Трампа, Израиль в настоящее время пытается разработать свою собственную независимую стратегию.

18 июня газета Wall Street Journal сообщила, что Израиль оказывает ”секретную поддержку” сирийским повстанцам в форме ”денежных средств и гуманитарной помощи”.

20 июля газета New York Times сообщила о крупных поставках израильской помощи, которая, как ожидается, ”станет ”проблеском надежды” для сирийцев”.

В ходе операции "Добрый сосед” Израиль прилагает все усилия для того, чтобы наладить связи с различными главами племен и влиятельными группами в регионе.

Но израильский план вряд ли поможет наверстать упущенное, так как Россия и США совместно со своими региональными союзниками, похоже, движутся к соглашению, которое не будет учитывать ни собственные цели Израиля, ни даже его проблемы безопасности.

Если ситуация продолжит развиваться в данном направлении, вскоре у Ирана может появиться в распоряжении маршрут, соединяющий Тегеран с Дамаском и Бейрутом.

Глава израильского Совета национальной безопасности Яаков Амидрор  на недавней пресс-конференции заявил, что его страна готова выступить против Ирана в Сирии, а израильская армия будет ”вмешиваться и уничтожать каждую попытку создать постоянную иранскую инфраструктуру в Сирии”. Аналогичные заявления Нетаньяху в ходе его европейского визита также указывают на растущее в Тель-Авиве недовольство.

Подобное развитие ситуации резко контрастирует с теми временами, когда неоконсерваторы в Вашингтоне проводили ближневосточную политику, опираясь в значительной степени, если не полностью, на интересы Израиля. 

От известного стратегического документа, подготовленного исследовательской группой США под руководством Ричарда Перла в 1996 году, сейчас мало пользы, поскольку регион больше не формируется одной или двумя странами. Документ под названием ”C чистого листа: новая стратегия обеспечения региона” предусматривал мастерское управление США и Израилем враждебного арабского мира.

В Израиле наступила эйфория, когда администрация Трампа нанесла удар по Сирии. Но ограниченный характер атаки дал понять, что США не планировали массовое военное развертывание, подобное тому, которое состоялось в Ираке в 2003 году.

Хотя Израиль остается сильной страной в военном отношении, сам регион изменился, и Израиль не является единственной державой, у которой все козыри на руках.

Более того, снижающаяся глобальная роль США при Трампе делает израильско-американский дуэт менее эффективным.

После решительного возвращения России на Ближний Восток и значительного отступления США, исход войны в Сирии почти предрешен.

13185 просмотров