Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху с нетерпением ожидает возвращения президента Шимона Переса из Москвы, чтобы выслушать его подробный отчет о беседе с президентом Владимиром Путиным. В ходе второго дня визита в Россию Шимон Перес принял участие в открытии Еврейского музея и центра толерантности в Москве. Ожидалось, что в этой церемонии примет участие и президент Путин, но в последний момент он не смог приехать, и российское руководство представлял глава МИД Сергей Лавров.
В своей речи на церемонии открытия музея Перес поблагодарил Россию и русский народ за 1000 лет гостеприимства. Он вспомнил, что в его родительском доме говорили не только на идиш, но и на русском, и даже спел перед собравшимися первые две строки любимой русской песни его матери.
«В нашей общей истории было много светлого, несмотря на тень погромов. Это исключительное явление, которое со стороны может показаться сказкой. Россия, географически далекая от моей страны и по культуре так сильно отличающаяся от моего народа, позволила ему существовать и сохранить свою самобытность на своей земле...Многие из евреев родились, выросли и получили образование именно здесь. Большинство первопроходцев, основателей и строителей юного Государства Израиль, приехало туда из России. И мы узнали, что слова "Великая Россия" означают «Великая душа»», - сказал Шимон Перес.
Поблагодарив российское руководство за создание столь важного музея, очертив основные вехи совместной истории двух народов, Шимон Перес все же сделал главный акцент в своей речи на иранской угрозе. Он выразил убежденность, что в основном позиции России и по Ирану близки, и что президенты двух великих держав, Владимир Путин и Барак Обама, объединят свои усилия в борьбе за предотвращение появления у Ирана атомной бомбы.
При этом Перес подчеркнул, что Израиль отнюдь не видит врага в иранском народе – враждебность исходит лишь от нынешнего руководства этой страны.
Иранская ядерная программа стала и основной темой беседы между Владимиром Путиным и Шимоном Пересом. Большая ее часть протекала с глазу на глаз, подробности беседы пока неизвестны, да и вряд ли станут известны до конца в ближайшем будущем. Главный вопрос заключается в том, удалось ли Шимону Пересу в какой-то степени изменить позицию Владимира Путина по иранской проблеме и перестать блокировать дальнейшие санкции против Исламской республики. Именно на него, говорят в канцелярии главы правительства Израиля, и ждет ответа Нетаньяху.
Вместе с тем ряд израильских обозревателей считает, что задача «специального визита» Переса куда шире: он приехал в надежде получить от российского руководства «зеленый свет» на удар по ядерным объектам Ирана. Это, продолжают сторонники данной версии, не означает, что Израиль ждет от России открытой поддержки такого удара – речь идет лишь о том, чтобы отношения между странами не претерпели после него существенного изменения.
Но все это, повторим, лишь домыслы. Возможно, туман вокруг встречи двух президентов развеется в ближайшие дни. Но, возможно, все так и ограничиться официальными сообщениями о том, что «встреча прошла в теплой, дружеской обстановке». Что, кстати, чистая правда – президенты Владимир Путин и Шимон Перес никогда не скрывали взаимной симпатии друг к другу.
Израиль не видит врага в иранском народе
Пётр Люкимсон, Израиль
10775 просмотров