С начала августа сразу три бывших высокопоставленных лица в Израиле заявили о том, что правительство Биньямина Нетаньяху планирует этой осенью нанести удар по иранским ядерным объектам и что они решительно возражают против этого, чреватого началом третьей мировой войны и гибелью еврейского государства шага. Таким образом, бывшие начальники службы военной разведки (АМАН) генералы Аарон Зеэви Фаркаш и Амос Ядлин и бывший глава «Моссада» Эфраим Халеви присоединились к мнению опять–таки бывших глав «Моссада» и Общей службы безопасности (ШАБАК) Меира Дагана и Юваля Дискина. Ядлин даже назвал более-менее точную дату этого удара – «в течение 12 недель с начала августа». При этом, по его словам, начальник генштаба израильской армии генерал Бени Ганц также возражает против такого удара, но вот премьер-министр Нетаньяху и министр обороны Барак на нем настаивают.
В беседе с корреспондентом «ВК» высокопоставленный сотрудник канцелярии премьер-министра Израиля выразил возмущение этими эскападами бывших начальников спецслужб. По его словам, понятно, что после таких заявлений удар по Ирану в ближайшее время становится невозможным, ведь его успех в значительной степени обусловлен фактором внезапности. Делая подобные заявления, продолжил этот источник, бывшие генералы откровенно вредят национальным интересам и действуют явно по чьей-то подсказке.
По чьей именно, догадаться нетрудно. В ходе недавних визитов в Израиль госсекретаря Хиллари Клинтон и министра обороны Леона Паннеты высокие гости открыто дали понять, что в настоящее время США категорически осуждают намерение Израиля в одиночку провести военную операцию против Ирана. А вот, дескать, через год-полтора, когда станет ясно, что санкции не дали никаких результатов, такая операция станет возможной, причем США и НАТО примут в ней непосредственное участие. В ответ Нетаньяху, Барак и глава израильского МИДа Авигдор Либерман заявили, что пока все санкции и попытки переговоров с Ираном не дали никаких результатов, а время для удара истекает, так как у Ирана вот-вот появится атомная бомба. Кроме того, не исключено, что через полтора года Россия и Китай предоставят Ирану такой же «защитный зонт», какой они предоставили сейчас Сирии, и США будут также колебаться в вопросе удара по Ирану, как сейчас они колеблются в вопросе о том, как действовать в Сирии.
Смысл всех бесед представителей израильского руководства с Клинтон и Паннетой был однозначен: конечно, Израиль хотел бы действовать при поддержке и непосредственном участии Америки, но если такой поддержки не будет, еврейское государство возьмет свою судьбу в свои руки. «Когда перед нами стоит выбор – взорвать ли нам иранские ядерные объекты или дожидаться, когда у нас взорвется иранская атомная бомба, я предпочитаю взрывы на территории Ирана!» - сказал Биньямин Нетаньяху.
Таким образом, Фаркаш, Ядлин и Халеви, собирая пресс-конференции и раздавая интервью СМИ о том, что удар по Ирану планируется нанести в ближайшие недели, вероятнее всего, действовали по просьбе Вашингтона. Само муссирование этого вопроса делало планы израильского руководства по такому удару нерелевантными – так же, как в свое время намеренно допущенная американцами утечка информации о возможности нанесения удара по Ирану с территории Азербайджана сделала такой удар невозможным.
Какими интересами при этом руководствуются бывшие высокопоставленные израильские разведчики можно только гадать. Однако не секрет, что после ухода в отставку большинство израильских генералов начинает активно заниматься бизнесом, в том числе, и с США, а значит, им важно сохранить связи с правящими кругами этой сверхдержавы.
На самом деле (и об этом почему-то не пишут ни израильские, ни международные СМИ) вопрос о том, наносить удар по Ирану или нет, будет решаться в Израиле на ближайшем, назначенном на последнюю декаду августа, заседании «узкого» кабинета министров по вопросам безопасности. В состав кабинета входят 8 министров. При этом премьер Нетаньяху, министр обороны Эхуд Барак, министр финансов Юваль Штайниц и министр иностранных дел Авигдор Либерман поддерживают идею удара по Ирану. Министры Бени Бегин (сын экс-премьера Менахема Бегина, нанесшего удар по иракскому ядерному реактору) и Дан Меридор считают, что такой удар возможен только при участии США и категорически против односторонних шагов со стороны Израиля, а министры Моше (Буги) Яалон и Эли Ишай колеблются, хотя больше склоняются к тому, что от удара следует воздержаться. Таким образом, все зависит от того, удастся ли Нетаньяху в оставшееся до заседания время склонить на свою сторону Яалона и Меридора. Только в этом случае у него будет большинство в данном вопросе не только в узком кабинете по вопросам безопасности, но и в правительстве в целом, а после заседания кабинета вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства. Лишь в случае, если правительство Израиля утвердит нанесение удара по иранским ядерным объектам, до него и в самом деле останется несколько недель. Если, конечно, вообще целесообразно наносить такой удар после недавних публикаций израильских СМИ.
Израиль-Иран: приближение войны
Пётр Люкимсон, Израиль
21330 просмотров