Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) выполнила миссию по борьбе с избыточными глобальными запасами нефти, благодаря сокращению производства, которое имело место на протяжении почти 18 месяцев. Reuters напоминает, что ОПЕК, которая поставляет треть мировой нефти, согласилась сократить производство на 1,8 млн баррелей в день совместно с 10 другими производителями, включая Россию, пока акции не вернутся к нормальному уровню.
ОПЕК достигла цели по устранению излишка нефти и нефтепродуктов, но сейчас картель заявляет, что предпочитает сосредоточиться на инвестициях, которые за три с лишним года слабых цен, с июня 2014 года упали на 1 триллион долларов. ОПЕК, которая первоначально ориентировалась на пятилетний средний уровень запасов нефти в самых богатых странах мира, заявила, что может рассмотреть возможность использования других данных, которые гораздо сложнее отслеживать, таких как нефть в плавающих хранилищах или коммерческие запасы в странах, которые не обеспечивают надежную информацию о хранении. ОПЕК может задействовать и другие показатели.
Халид аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии, лидера ОПЕК, заявил в начале апреля, что объем производства в ряде регионов снижается, и единственный способ избежать дефицита предложения в долгосрочной перспективе - это деньги, необходимые для развития новых проектов по добыче.
Генеральный директор Saudi Aramco Амин Насер заявил в марте, что мировая нефтегазовая отрасль должна инвестировать более $20 трлн в течение следующих 25 лет для удовлетворения роста спроса и компенсации естественного спада на развитых месторождениях.
Министр энергетики Катара Мохаммед аль-Сада заявил агентству Reuters в этом месяце, что глобального портфеля инвестиций в нефть около $400 млрд будет недостаточно.
Данные по инвестициям Международного энергетического агентства (МЭА) подтверждают, что ОПЕК придерживается политики сокращения расходов, но ситуация не такая ужасная, как считают в картеле.
По сравнению с пиком инвестиций в размере около $800 млрд в 2014 году, расходы сократились примерно на $1 трлн до 2017 года.
Согласно данным МЭА, спад составил около $340 млрд в период между 2014 и 2017 годами, но замедлился до $120 млрд в период 2015-2018 годов на фоне предположений о том, что восстановление продолжится.
По оценкам МЭА, инвестиции в этом году впервые с 2014 года вырастут до $466 млрд, что на 20% ниже, чем в 2011 году, когда средняя цена на нефть превышала $100 за баррель.
Однако цифры не отражают огромный выигрыш в эффективности с 2014 года, когда нефтяные компании начали принуждать поставщиков услуг к сокращению расходов. Крупные компании стали генерировать гораздо большие свободных денежных потоков при ценах на нефть на уровне $50 за баррель по сравнению с тем, что они генерировали, когда цены были вдвое выше этого уровня.
Стоимость нефти марки Brent выросла на 35% и составляет около $74 за баррель, что стало самым высоким показателем с середины 2014 года, поскольку скоординированные сокращения вступили в силу, и Саудовская Аравия ориентируется на цены в $80 за баррель и даже $100.
ОПЕК и ее партнеры хотят получить достаточно высокую цену, чтобы сбалансировать свои бюджеты, которые были подорваны годами дешевой нефти, но не настолько высокими, чтобы не стимулировать производство конкурентов, особенно в Соединенных Штатах.
Картель неоднократно заявлял, что рынок определяет стоимость барреля нефти, и его политика направлена на обеспечение баланса между спросом и предложением.