2016 год был полон взлетов и падений для трейдеров. Рост рынков составил почти 100% от минимумов февраля, после чего произошло падение более чем на 20%. Это привело к тому, что на нефтяных рынках наблюдалась медвежья (нисходящая) фаза. Но это продлились всего несколько дней, после чего рынки вновь поднялись на 20%. Часть ценообразования обусловлена основными показателями, однако все остальное можно отнести к спекуляции. Спекулянты на нефтяных рынках используют слухи и новости о фундаментальных показателях, тем самым влияя на цену больше, чем позволяет логика, заманивая в ловушку мелких инвесторов. Это не первый случай активности спекулянтов на нефтяном рынке.
В 2008 году вертикальный рост цены на нефть во многом был обусловлен повышенной спекулятивной активностью. Цена на нефть выросла более чем в два раза с 2007 по 2008 год, когда нефть достигла пика на уровне $147,27 за баррель. Одни аналитики объясняли причины роста тем, что Саудовская Аравия не наращивала производство, а спрос повышался, другие - главной причиной называли действия спекулянтов.
В ходе своего расследования Комиссия по торговле товарными фьючерсами (СFTC) отметила, что 81% от стоимости всех контрактов на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже торговался крупными финансовыми фирмами, спекулирующими от имени своих клиентов или сами по себе, сообщает The Washington Post в августе 2008 года.
В статье также отмечается, что к концу июля 2008 года, треть всех нефтяных контрактов Нью-Йоркской товарной биржи была проведена всего через четырех своп-дилеров. Инвестиции за счет свопов увеличились с незначительных $13 млрд в 2003 году до колоссальных $260 миллиардов в 2008 году.
В июне 2008 года трейдер-миллиардер Джордж Сорос заявил законодателям США, что институциональные инвесторы, вкладывающие деньги в товарные индексы, раздувают пузырь.
Аналогично Эд Морс, который в то время работал на американский инвестиционный банк Lehman Brothers, высказал мнение, что "точно также как и в период доткомов, когда акции "новой экономики" стали популярными, все большее число аналитиков с Уолл-стрит неоднократно поднимают прогнозы цены с ростом самой нефти. Эти пересмотренные прогнозы частично стали причиной новых потоков инвесторов и увеличения цены до неприемлемого уровня",- сообщила The Financial Times в июне 2008 года.
Мы все знаем, что произошло, когда спекулятивный пузырь лопнул и позиции кардинально поменялись: цена на нефть упала с максимальной $147,27 до $33,20 в течение семи месяцев. После этого цены на нефть выросли и оставались в одном диапазоне до 2014 года, когда основные показатели нефтяных рынков изменились. На рынке появилось новое предложение, и цена достигла $100 за баррель в 2014 году. Джон Кемп из Reuters утверждает в своей статье, что "существует связь между позициями хедж-фондов и изменением цен на нефть с начала 2014 года", как показано на графике ниже.
В феврале этого года, когда цены на нефть достигли рекордно низкого уровня, начались переговоры о замораживании объемов производства, как показано на графиках ниже.
Хотя большинство аналитиков и согласились, что замораживание производства не поменяет основные показатели, цены резко выросли, а хедж-фонды добавили длинные позиции.
Встреча в Дохе завершилась безрезультатно, как и ожидали многие, но тем не менее цена на нефть восстановилась до более чем $42 за баррель без каких-либо изменений основных показателей.
Точно также цены на нефть приблизились к минимуму чуть ниже $40 за баррель в августе на фоне растущего производства нефти.
Тем не менее ОПЕК вновь назначил встречу для обсуждения замораживания производства, и цены на нефть отреагировали соответственно - резко выросли за последние несколько дней без каких-либо изменений основных показателей. Аналитики сходятся во мнении, что даже если производство будет заморожено на нынешнем уровне, это не изменит ситуации.
"Замораживание на уровне 34 млн баррелей в день не то же самое, что замораживание на уровне 33 миллионов баррелей в день,- сказал Дэвид Хафтон, исполнительный директор PVM Group в Лондоне, ссылаясь на собственные брокерские оценки общего объема производства в странах ОПЕК. Это замедляет процесс перебалансировки по крайней мере на год".
Спекулянты не позиционируют себя против основных показателей. Они усугубляют падение или продлевают период высоких цен своими агрессивными короткими или длинными позициями. Несмотря на это, цены всегда возвращаются назад к своим основным показателям, хотя и не без вмешательства скромных инвесторов по обе стороны торгов. Спекуляция оказывала и будет продолжать оказывать влияние на нефтяные цены.