После спада в начале 1990-х годов Азербайджан вступил в период динамичного развития. Формирование института президентства с высоким уровнем доверия в сфере политики и общественной жизни ограничивает негативное влияние нестабильных факторов на экономическое развитие. Emerging Europe в материале Azerbaijan boosts growth with structural-institutional reforms отмечает, что по состоянию на 2005 год валовой внутренний продукт (ВВП) превысил уровень 1990-х годов на 11%. В 2004-2013 годах страна по темпам экономического роста (в среднем 13% в год) стала мировым лидером.
В этот период налогово-бюджетная политика оказалась наиболее важным фактором экономического роста. В вышеуказанный период расходы бюджета увеличились в 12,7 раза, а капитальные расходы выросли в 47 раз. Около половины прибыли, полученной от нефтяного сектора, было потрачено на социально-экономическое развитие страны. Благодаря использованию крупных государственных финансовых ресурсов была создана качественная социально-экономическая инфраструктура и возросла экономическая активность.
Со второй половины 2014 года снижение мировых цен на нефть в три раза, спады и девальвация в странах-партнерах вызвали необходимость адаптации экономики Азербайджана к внешним потрясениям. За счет ненефтяного сектора 2017-2018 годах ВВП вырос в среднем на 0,8-2,3%. Таким образом, восстановление устойчивого, долговременного, значительного и всеобъемлющего роста, обеспечение продолжения процесса объединения страны на этой основе и сохранение международных позиций стали основными вызовами для государства.
Особое внимание было уделено глубоким структурным реформам, которые играют важную роль в улучшении показателей экономики на фоне происходящих потрясений. Очередной этап экономических реформ в Азербайджане был начат в 2016 году и продолжается до сих пор. В Стратегической дорожной карте по перспективам национальной экономики Азербайджанской Республики, принятой в 2016 году, особое внимание было уделено продолжению структурных реформ и переходу к более эффективной системе управления.
Структурные реформы сыграли значительную роль в устранении проблем, препятствовавших развитию экономики, и позволили удовлетворить интересы населения и предпринимателей, повысить прозрачность, сократить количество административных процедур и расходы в различных секторах, а также улучшить качество государственных услуг:
Во-первых, количество регистрационных процедур для открытия бизнеса сократилось с трех до одной, а срок - с трех с половиной дней до 12 часов.
Во-вторых, все технические спецификации и разрешения на строительство предоставляются в электронном виде без участия предпринимателей. Получение разрешений на строительство и эксплуатацию бесплатно и осуществляется через интернет по принципу "одного окна". Количество процедур сокращено с 18 до семи, время - с 116 до 38 дней, а расходы - с 6600 до 3345 манатов.
В-третьих, введена в эксплуатацию электронная система подачи заявок на подключение к электросети, количество процедур сокращено с семи до двух, время - с 41 до 20 дней.
В-четвертых, для апелляций по проблемам, связанным с регистрацией недвижимости и кадастровых работ, были созданы специальные независимые механизмы, количество процедур было сокращено с трех до одной, время - с пяти до одного дня.
В-пятых, разрешаются все виды закладных для получения кредитов; предоставляется возможность указания максимальной суммы основного обязательства в договоре обременения.
В-шестых, усилена защита прав мелких инвесторов. Акционеры могут привлечь директора к ответственности за ущерб, причиненный его деятельностью.
В-седьмых, размер выплат на социальное страхование снижен с 22% до 15%, а процедура администрирования возмещения НДС улучшена и теперь может осуществляться в электронной форме. Налоговая нагрузка значительно снижена, дополнительные налоговые льготы предоставлены субъектам микро- и малого бизнеса.
В-восьмых, применяются специальные правила для получения участниками внешней торговли права постоянного пользования системой доступа ”Зеленый коридор”, есть возможность приостановки, ликвидации и восстановления этих прав. Таможенный контроль и таможенное оформление осуществляются быстрее и прозрачнее, а физический таможенный досмотр сведен к минимуму.
В-девятых, приняты упрощенные процедуры в отношении мелких претензий и критериев для мелких претензий. Стандарты судебного регулирования улучшены. Принят закон ”О посредничестве”, разработаны соответствующие административные правила. Законодательство в области внедрения электронной услуги судебных разбирательств, связанных с жалобами, усовершенствовано.
В-десятых, для восстановления урегулирования банкротства принят закон по разделению кредиторов на группы, отдельному голосованию каждой группы и применению единого подхода в отношении всех членов определенной группы. Время проведения аукционов сокращено.
В-одиннадцатых, в соответствии с международными стандартами усовершенствована законодательная база для государственных закупок (государственные закупки до трех миллионов долларов осуществляются только в электронном виде). На основе самых современных стандартов создан единый интернет-портал государственных закупок и модель электронных закупок. Процедуры проведения государственных закупок упрощены и полностью компьютеризированы, кроме того, было создано эффективное управление. Время, необходимое для процедуры осуществления государственных закупок, сокращено с 53 до 31 дня, а тендерное предложение с 1-5% до одного процента.
Проведенные реформы положительно повлияли на позиции Баку на международных платформах. Азербайджан вошел в десятку самых реформируемых государств мира. В отчете Doing Business 2019 он назван государством с наибольшим количеством проведенных реформ. В новом отчете позиция страны по сравнению с 2017 годом выросла на 32 пункта, и теперь Азербайджан занимает 25-е место среди 190 стран.
Согласно индексу глобальной конкурентоспособности, опубликованному Всемирным экономическим форумом, Азербайджан, поднявшись на 11 пунктов, занимает 58-е место среди 141 страны. В последней публикации отчета, Азербайджан, опередив остальных участников по восьми и из 12 показателей, занял лидирующую позицию среди стран СНГ. Наибольший прогресс наблюдался по товарным рынкам (+27), макроэкономической стабильности (+23) и квалифицированности труда (+17). Продовольственный рынок был оценен выше всего (10 место). Этот показатель оценивает внутреннюю конкуренцию, открытость торговли, скорость таможенного оформления и т.д. Наибольший прогресс наблюдался в динамике выплат задолженности (+47), прозрачности бюджета (+45), разницы в кредитах (+40), компенсации расходов на сотрудников (+39) и прочность стандартов аудита и отчетности (+33).
Улучшение международных позиций страны играет важную роль в углублении интеграции в мировую экономику. В целом, реализованные реформы создают условия для полной модернизации социально-экономической инфраструктуры и улучшения бизнес-среды. Они позволяют стране привлекать больше инвестиций в экономику, создавать новые рабочие места, повышать профессионализм и производительность труда, а также улучшать структуру экономики. Таким образом, в последующие годы в Азербайджане будет наблюдаться ускорение экономической конвергенции.